ЛЮДИ И РЕЛИГИЯ
Угнетенное положение большинства населения это низкий культурный уровень и почти поголовная неграмотность являются благоприятной почвой для деятельности духовенства. Умеющих читать и писать насчитывается немногим более 10%. Подавляющая часть жителей страны исповедует ислам, им до последнего времени была пронизана вся структура общества. Люди, исповедующие ислам, называются мусульманами.
Ислам начал распространяться в Афганистане еще в Период арабских завоеваний (конец VII-начало VIII века). Наряду с единым богом - аллахом - мусульмане дочитают основателя ислама Мухаммеда, признавая его "посланником аллаха". Священной книгой мусульман является Коран, воспринимаемый верующими как слово божье, ниспосланное аллахом роду человеческому через пророка Мухаммеда. Не менее почитается "сунна" - изложение священных преданий о поступках ж изречениях Мухаммеда. Коран и сунна, как и любые другие "божественные" книги, оправдывают разделение на классы и имущественное неравенство. Коран требует от бедняков повиноваться власть имущим.
Те мусульмане, которые без каких-либо условий и оговорок признают священными и Коран и сунну, образуют одно из основных течений в исламе - суннизм, считающийся "правоверным". Не менее 85% мусульман Афганистана - сунниты. Второе основное направление в исламе - шиизм - признает исключительное право на руководство в мусульманском мире двоюродного брата и зятя Мухаммеда - халифа Али и его потомков и в отличие от суннизма отрицает законность первых трех халифов (заместителей аллаха на земле). Шииты признают сунну только в той ее части, где нет? рассказов о противниках Али, они обвиняют суннитов в искажении Корана. Одним из основных догматов шиизма является учение о скрытом имаме (махди). Миф гласит, что герой Керезасп, совершив на земле целый ряд подвигов, был якобы убит во время сна. Но он, по преданию, живет и до сих пор. В долине Кабула ангелы оберегают его тело, и при конце света он проснется. Наиболее влиятельные общины афганских шиитов находятся в Кабуле, Герате, Газни, а также в Систане и Хазараджате.
Духовенство страны пользуется большим влиянием среди населения. Вот почему 28 апреля 1978 года, на второй день после революции, Военный революционный совет провозгласил, что внутренняя политика страны будет основана "на защите принципов ислама и демократии".
После того как в конце 1979 года в стране был ликвидирован режим узурпатора X. Амина, совершившего тяжкие преступления против афганского народа, все духовные лица и мусульмане, брошенные в тюрьмы, получили свободу и была подтверждена полная свобода религии. Новое революционное правительство заявило тогда, что служители культа - муллы, шейхи, имамы, оказавшиеся за пределами Афганистана, могут вернуться на родину, где им будет оказано должное уважение. В провинциях местные органы власти, вовлекая население в строительство новой жизни, сейчас стараются решать важные вопросы с участием мулл и деревенских старост.
Служители культа составляют значительную прослойку общества и насчитывают в своих рядах, по приблизительным данным, до 250 тыс. человек. Вся деятельность этого многочисленного сословия в Афганистане находится под строгим контролем высшего органа священнослужителей - Совета улемов, состоящего из видных исламских деятелей.
Среди служителей культа есть реально мыслящая часть религиозных деятелей, которая поддерживает революционное правительство страны. Она выступает против тех, кто в период нахождения X. Амина у власти нe считался с принципами ислама, кто, прикрываясь именем аллаха, пытался задушить апрельскую революцию.
Духовенство играет значительную роль во всех сторонах жизни населения с момента рождения человека и до его смерти. Мулла приглашается на рождение ребенка, участвует в обряде обрезания, в свадебных церемониях, в похоронах. За все совершенные при этом молитвы он получает деньги. При сборе урожая немалую его часть земледельцы выделяют для служителей культа. Мулла участвует в разрешении споров, читает и пишет письма по просьбе неграмотных. Он раздает амулеты и талисманы, "избавляющие от болезней и несчастий". Многие муллы выступают в роли заклинателей и знахарей.
В стране существует довольно многочисленная группа сеидов, считающих себя потомками пророка Мухаммеда. Они пользуются особым уважением мусульман. Среди них представители самых различных слоев населения - от видных религиозных деятелей до бедных поденных рабочих.
Для того чтобы религия не мешала преобразованиям буржуазного характера, официальные органы пропаганды еще в период господства монархии призывали к модернизации ислама, то есть к пересмотру его догм в духе приспособления их к требованиям дня.
В последние годы позиции духовенства в результате некоторых мер, принятых государством, значительно ослабли. Но даже самые осторожные мероприятия до лишению мулл некоторых прав приводили к противодействию духовенства, иногда переходившему в открытые выступления.
Значительная часть населения опутана религиозными предрассудками. Верующие регулярно посещают мечети, которые имеются не только в городах, но и дочти во всех селах, многочисленные святые места.
Состоятельные люди совершают паломничество в Мекку - священный город мусульман, где родился Мухаммед.
Большое место в жизни мусульманина занимает намаз. Совершают его все верующие мужчины и женщины, начиная с 12-летнего возраста. Женщины, как правило, молятся дома. Но крестьянки часто располагаются на молитву прямо в поле.
Мужчины должны совершать намаз в мечети, однако жизнь заставляет их молиться, где придется. Любая работа на это время прекращается. Нам приходилось наблюдать, как полицейский-регулировщик сошел со своего поста, выбрал удобное место, повернул фуражку козырьком назад и начал читать молитву, сопровождая ее соответствующими движениями.
Освобождаются от молитвенного обряда лишь путники, находящиеся в дороге, больные и люди преклонного возраста. Однако мы неоднократно видели, как останавливался проезжающий автобус, пассажиры выходили, выстраивались группами и начинали молиться.
Для совершения намаза мусульманин, обратив лицо да запад, в сторону священного камня "кааба" в Мекке, расстилает молитвенный коврик "джай-намаз" или любую другую подстилку. Встав на нее босыми ногами, он скрещивает внизу свободно опущенные руки и, опустив голову на грудь, начинает про себя читать молитву. Если это происходит в мечети, то впереди молящихся становится мулла и громко произносит слова молитвы, которые повторяются вслух всеми верующими. В праздничные дни, в том числе и по пятницам, все мужчины должны обязательно приходить в соборные мечети.
Совершается намаз пять раз в день. Первый-до восхода солнца, второй между 12 и 3 часами дня, третий в 4 - 5 часов после полудня, четвертый в сумерки, после захода солнца, пятый - непосредственно перед сном, с 7 часов вечера до 24 часов.
Перед намазом обязательно производится ритуальное омовение - "возу". Для этих целей в доме каждого афганца имеется специальный кувшин - "автава", из которого он поливает себя водой. Наиболее состоятельные афганцы обувают при этом своеобразные сандалии - "наалйн", сделанные из толстых деревянных дощечек по форме ступни.
Омовение производится в строго определенном порядке, канонические рамки его приемов не допускают никаких отклонений. Уж если моешь лицо, то от того места, где растут волосы, до нижней части подбородка и от мочки одного уха до мочки другого", И упаси бог сделать все наоборот!
Все приемы омовения мусульманин делает почти автоматически, пока промывается одна часть тела, другая (как это требуется) не успевает высохнуть, и весь ритуал завершается довольно быстро.
"Возу" разрешается делать в любой проточной воде - речке, джуе, из водопровода, а если воды поблизости нет, то пользуются чистой землей, песком или пылью. Пыль при необходимости выбивают даже из полы своей собственной одежды. Веря в "очистительные" свойства пыли, местные жители присыпают ею небольшие кровоточащие раны. "Очищающими" считаются также земля, песок, солнечные лучи и огонь.
Согласно догмам ислама, некоторые предметы и продукты считаются "нечистыми", оскверняющими душу и тело мусульманина. И если верующий ненароком дотронется до такого предмета или съест, он будет считаться "нечистым" и лишится права молиться, находиться в мечети, касаться священной книги - Корана. К "нечистым" ислам относит свинью, собаку, алкогольные напитки, все умершее, кроме людей, и так далее. Для очищения от скверны и служит омовение, а посуда, например, может быть очищена водой, землей или прокаливанием на огне.
Ритуал омовения стал привычкой афганца, и, можно сказать, полезной с точки зрения гигиены. Ведь, скажем, ежедневное пятикратное обмывание ног холодной водой закаляет организм. У нас в экспедиции, например, ни один афганец не страдал простудными заболеваниями.
Справедливости ради надо отметить, что в народе бытуют озорные побасенки, наполненные пренебрежением к законам ислама или принятым на его основе условностям, где высмеивается ханжество духовенства. Вот одна из таких историй; "Деревенский мулла шел берегом реки. Вдруг из воды вылезла собака, отряхнулась, и капли воды попали на одежду муллы. Мулла спешил в мечеть. Возвращаться домой и переодеваться в чистое было некогда. Тогда, отвернувшись от собаки, мулла утешил себя: "Это, наверное, кошка!"...
Одно из требований к чистоте тела для мужчин состоит в обрезании - обязательном удалении крайней плоти, которому подвергаются мальчики до 12 лет. Если же ислам принимает взрослый мужчина, то обрезание производится независимо от возраста. Обряд по традиции совершается дома в торжественной обстановке, в присутствии священнослужителей и гостей. После щедрого угощения парикмахер с помощью обыкновенной "опасной" бритвы делает операцию. В последнее время в городах население для обрезания все больше обращается в поликлиники.
Среди религиозных обрядов и обычаев у афганского населения существуют и такие, которые берут начало еще с доисламского периода. Например, пламя свечи гасят руками. Костры при уходе не заливают водой, а оставляют догорать. Так поступали далекие предки афганцев, которые поклонялись огню как самостоятельному божеству.
В конце марта 1957 года к заместителю начальника нашей экспедиции приехал чиновник Министерства общественных работ. Он был серьезно озабочен и сообщил, что через неделю у мусульман начинается пост - "руза". Мы искренне недоумевали, какое отношение может иметь к нам это обстоятельство. Но чиновник объяснил причину своего беспокойства. Отличие мусульманского поста от христианского заключается в том, что от восхода до захода солнца верующий не имеет права брать в рот ничего съестного. Ему запрещается не только есть, но и пить, курить, купаться и даже вдыхать запах съестного. Естественно, что при таком "добровольном голодании" наши рабочие не смогли бы работать с полной нагрузкой. Мы решили просить увеличения количества людей, чтобы рабочие могли трудиться по очереди, с перерывами на отдых. Так и пришлось сделать.
Во время поста наши рабочие вызывали острое чувство жалости. Они быстро похудели, стали вялыми, раздражительными. А поститься нужно было целый месяц.
Часть требований, которыми шариат - этот кодекс мусульманского права - предписывает соблюдать пост, просто курьезна. Пост, например, будет нарушен, если мусульманин проглотит злаковое зернышко, камушек, орешек или даже кусочек железа, при умышленном глотании крошки пищи, застрявшей между зубами с вечера, если она будет размером с горошину. Во время "рузы" запрещается принимать все внутренние лекарства, какими бы способами они ни вводились. Грешна в это время и близость между мужчиной и женщиной. Однако принимать пищу днем разрешается путникам в длительной дороге, старикам, детям, больным и беременным женщинам. Для девочек пост обязателен с девятилетнего возраста, для мальчиков - с 12 лет.
Этот религиозный обычай отмечается по лунному календарю. Поскольку лунный год на 11 дней короче солнечного, то "руза" приходится на разное время года.
Начинается пост в месяц рамазан с восходом новой луны. Первый день "рузы" считается нерабочим. К вечеру население выходит на улицу и ждет появления луны. Иногда из-за сильной облачности в определении первого дня поста случаются ошибки. С восходом луны верующие делают намаз. В Кабуле начало поста возвещается тридцатью пушечными выстрелами. Магазины и учреждения закрываются, улицы пустеют. После намаза чайханы и кафе заполняются посетителями. Проигрыватели далеко разносят индийские мелодии. Плотно закусив, многие выходят на улицу и, если позволяет погода, гуляют, направляются в кино. В два-три часа ночи снова едят, стараясь насытиться на целый день предстоящего голодания, и делают намаз. Распорядок работы учреждений во всей стране на Время "рузы меняется. Рабочий день начинается раньше, но становится короче на 1 - 2 часа.
В продолжение всего поста среди рабочих, солдат рабочей армии, проживавших с нами в городке, особую активность проявлял состоявший при них мулла. Под его руководством была приведена в порядок импровизированная мечеть - ровная площадка земли, тщательно подметенная и огороженная барьерчиком из камней. Ограждение и, большой плоский камень посредине по случаю поста побелили известью.
С началом "рузы" каждый вечер после захода солнца в нашем городке раздавалось протяжное пение муллы, далеко разносившееся по ущелью. Оно возвещало о том, что можно принимать пищу. В Джелалабаде сигналом к еде служил выстрел из пушки. Перед этим выстрелом улицы в городе становились безлюдными. Все собирались дома, чтобы поесть. Второй раз за еду принимались перед рассветом.
Рабочие стойко переносили пост. Мы не заметили, чтобы хоть один из них нарушил его. А ведь нелегко работать целый день в открытом поле, среди раскаленных камней, когда температура переваливает за 30°. В обычные дни до и после поста рабочие совершенно не могли обходиться без воды. Если она кончалась, они готовы были идти за ней несколько километров. Вообще же афганцы весьма неприхотливы к пище и, если надо, могут долго обходиться скудным рационом с малым количеством воды. Абдул Баки рассказывал, что во время войны с англичанами афганский воин, взяв с собой небольшой запас высушенных плодов тутовника, уходил в горы и воевал несколько месяцев.
По окончании поста по всей стране отмечается самый большой религиозный праздник разговенья - йди-фитр или йди-рамазан. Готовятся к нему заблаговременно, и обязательно шьют новую одежду. Вечером в канун праздника дети и женщины красят руки хной. Приготовленной заранее халвой угощают родственников, соседей, в этот день поминают умерших. Утром в семьях все поздравляют и целуют друг друга.
Нам пришлось быть в первый день йдн-фитра в Джелалабаде. С утра к соборной мечети шли празднично одетые мужчины с сыновьями. После совершения намаза люди поздравляли встретившихся друзей и знакомых, жали друг другу руки и обнимались. К полудню многие семьи отправлялись к старшим родственникам на обед. Взаимные визиты продолжались три дня, потом было устроено гулянье-ярмарка. На улице не только мальчишки, но и взрослые мужчины, разбившись парами, самозабвенно играли в крашеные яйца. Некоторые набирали по нескольку десятков "призов" - не выдержавших удара яиц.
Не менее почитаем у мусульман иди-курбан - праздник жертвоприношения. В первый день праздника в соборных мечетях проводится торжественный намаз, В этот день мусульманин должен забить барана или другое домашнее животное, а за неимением таковых какую-нибудь домашнюю птицу и устроить угощение для родственников и друзей. Совершая жертвоприношение, верующий надеется задобрить бога, вызвать его благосклонность. Этот обряд наряду с другими имеет языческую основу и исходит от древних арабов. Ислам связал его с легендой о библейском Аврааме, пытавшемся принести в жертву богу своего сына Исаака. Только у мусульман вместо Исаака выступает Исмаил. Обряд жертвоприношения и посвящен этому событию.
Обычай резать животных в религиозных целях Тяжело отражался на материальном положении основной массы крестьянства. Массовый забой скота наносил ущерб экономике Афганистана. Поэтому в стране ведется борьба с этим явлением, и обычай постепенно приобретает иные формы, не связанные с умерщвлением животных.
Многие мусульмане совершают паломничество в Мекку, в афганские города Мазари-Шариф, Хазрет-Имам-Сахиб, к известной нам гробнице Муйи-Мобарак и в другие места.
В торговых рядах Джелалабада, Кабула, Газни, Кандагара привлекают внимание продавцы с большими цветными тюрбанами на голове. Они в основном торгуют индийскими тканями. Это сикхи. Появились они здесь во времена англо-афганских войн, когда англичане привлекали индийских сикхов к участию в военных действиях.
Все сикхи в отличие от остального населения обязаны всю жизнь носить тюрбаны, длинные волосы и бороды. И действительно, все мужчины-сикхи, которых нам довелось встречать, носили усы и бороды, и похоже было, что их не касались ножницы. Даже Маленькие мальчики ходили с густой копной волос.
Проживающие в Афганистане сикхи имеют афганское подданство и служат в армии. Даже находясь на военной службе, они не изменяют своим традициям. В строю солдат сикхов сразу можно узнать по высоким тюрбанам. Торговцы отличаются благообразностью и мягкой вежливостью. Сикхи отмечают свои праздники и выполняют религиозные обряды. Так, например, они не хоронят своих умерших собратьев, а сжигают их на костре на берегу реки, у самой воды.
Однажды мы возвращались на экспедиционном автобусе из поездки на север. Где-то возле Баглана несколько афганцев попросили их подвезти. Они охотно вступили в беседу. Оказалось, это были исмаилиты, представляющие одну из религиозных шиитских сект. Они критически относятся к обрядам, которых придерживаются мусульмане-сунниты, не признают чадры и остаются верными одной жене. Мечетей у них нет. Рядовые верующие во всем подчиняются своим наставникам - пирам и ишанам.
Исмаилиты проживают во многих странах Востока и Восточной Африки. В Афганистане, расселенные в основном в горных районах Бадахшана, они составляют около 3% населения страны.
Среди афганского населения сохраняется вера в "злых духов", "дурной глаз", большое распространение имеет ношение амулетов и талисманов, существует много суеверий. Считается, например, что, если напугать черную кошку вечером перед пятницей, это может принести несчастье, ибо пятница - конец недели, когда и люди и шайтаны наслаждаются всеми формами свободы. Если вы потревожите кошку, вы нарушите равновесие, потому что черная кошка есть не что иное, как перевоплощенный шайтан. А шайтаны очень мстительны, и потому с ними надо обращаться чрезвычайно осторожно.
Существует поверье, что все сделанное в среду обязательно будет делаться повторно, потому не рекомендуется, скажем, в среду подметать пол или навещать больного. Считается, что пить воду первыми должны дети, а принимать пищу - взрослые. Дети якобы больше хотят пить, потому что они много двигаются.
Распространено мнение, что правая сторона счастливая. При входе или выходе из дома стараются делать первый шаг правой ногой. Подарок вручается правой рукой. Знаком большого уважения считается, если предложенный предмет берется обеими руками. Так же как и во всем мире, многие верят, что найденная на дороге подкова приносит счастье. А от ячменя на глазу "помогает" иголка, подвешенная за нитку спереди на чалму, возле глаза.
Веря в "дурной глаз", многие убеждены, что от него может внезапно умереть человек или даже расколоться скала. Чтобы "отвести дурной глаз", детям, коровам и даже на неодушевленные предметы вешают "оборонительное" средство - "тавиз" (амулет).
С победой национально-демократической революции в стране начался новый этап преодоления вековой социальной и культурной отсталости. Перед всем населением широко открываются двери для получения образования, достижения высокой духовной культуры. Трудящиеся вовлекаются в активную общественно-политическую жизнь.
"БУДЬ ГОСТЕМ В ДОМЕ МОЕМ"
Всякая страна обязана своим неповторимым обликом народу. Имея хорошую языковую подготовку, я довольно быстро стал понимать разговор местных жителей, даже идиоматические выражения на языке дари. Но нельзя постигнуть душу народа, образ мыслей людей, моральные устои, не узнав в достаточной мере их быт, обычаи, нравы и привычки.
На протяжении десятков веков через афганские земли шло движение народов. Сюда вторгались ассирийцы, мидийцы, персы, греки, скифы, парфяне, кушаны, гунны, тюрки, арабы, монголы. полчища почти всех завоевателей затем устремлялись в "страну чудес" - Индию. Часть их оседала в стране солнца я гор и смешивалась с местными народностями. Отсюда пестрота национального состава населения Афганистана; афганцы (пуштуны), составляющие около половины всех его жителей (афганцами часто также называют и все население страны), таджики, узбеки, хазарейцы, чараймаки, туркмены, нуристанцы, белуджй, киргизы и другие - всего свыше двадцати народов.
Государственными и литературными языками Афганистана являются пушту и дари. Дари возник только в IX веке в условиях антиарабского движения, придя на смену книжному арабскому языку. На нем писали Рудаки, Фирдоуси, Хафиз, Омар Хайям и другие классики персидско-таджикской литературы. Ныне кроме литературного дари в Афганистане есть еще две его разновидности, литературный персидский язык в Иране и таджикский литературный язык в Таджикистане. На протяженна столетий в государственных образованиях, куда входили пуштуны, господствующим языком был дари. И все же на пушту рождались яркие образцы устного народного творчества, на нем было написано и немало литературных произведений. Объявление пушту в 1936 году официальным государственным языком имело большое значение в развитии культуры афганского народа. За последние десятилетия на этом языке были созданы высокохудожественные произведения, ставящие острые проблемы современной жизни страны. Дари является языком общения разных народов страны.
После апрельской революции всем национальностям предоставлены право и возможность издавать газеты и книги, обучать детей на их родном языке. Кабульское радио начало вещание на языках народностей страны.
В Афганистане пуштуны населяют в основном районы к югу от Гиндукуша. Более 10 млн. пуштунов живет на территории Пакистана, в горах, пограничных с Афганистаном. Искусственное отторжение пуштунов от родины в 1893 году явилось результатом колонизаторской политики англичан.
Горные и кочевые пуштунские племена играют заметную роль в жизни страны. Они вписали яркие страницы в историю борьбы афганского народа против британских империалистов. Эти племена очень ревниво оберегали свою независимость и силой оружия не раз заставляли королевское правительство считаться с их интересами.
Среди части пуштунов сохранилось деление на племена и роды (хёли). Афганское городское население уже потеряло признаки такого деления. Уровень социально-экономического развития племен неодинаков. Многие кочевники и полукочевники ведут феодально-ватриархальный образ жизни, сохраняя черты родо-ялеменной организации. У самых крупных племен, дуррани и гиль заев, феодальный строй сложился более полутора столетий назад и в последнее время начали зарождаться капиталистические формы хозяйства. Но и у них еще живы родовые пережитки (собственная военная организация, советы старейшин).
Среди племен в известной степени соблюдается неписаный закон чести афганца - "пуштунвалай", по которому необходимо давать убежище всем ищущим его, оказывать помощь тем, кто за ней обращается, оказывать гостеприимство даже своему непримиримому врагу и платить обидой за обиду. Бытует легенда о случае на охоте с Махмудом Газневи. Он выпустил стрелу из лука в газель. Раненое животное бежало от скакавшего на быстром коне султана. Теряя силы от потери крови, газель укрылась в палатке кочевника. Султан обрадовался. Он подошел к палатке с намерением завладеть добычей. Но безмерно было его удивление, когда хозяин палатки, простой пастух, встал у входа и преградил ему путь. В гневе султан вскричал: "Кто ты и что это значит? Убирайся или ты пропал!" - "Не гневайся, господин, кротко сказал пастух. -Я не могу позволить тебе войти. Раненое животное прибежало ко мне, надеясь на мою помощь. Сейчас оно под моим кровом, и наш обычай требует, чтобы я защитил его". "Но знаешь ли ты, -разъярился султан, -что я - Махмуд, правитель страны, моим приказам должны повиноваться все". "Кто бы ты ни был, -ответил пастух, обычай не может быть нарушен. Можешь взять моего лучшего барана вместо газели, но я не могу позволить тебе причинить вред животному, пока оно в моем доме. Если ты действительно правитель страны, ты обязан чтить наш обычай", И султан удалился. В народе живет предание о матери, укрывшей убийц ее сына, но не нарушившей традиции.
У афганского народа много добрых традиций и обычаев. Каждый афганец должен быть готов прийти на помощь другому, невзирая на опасность для жизни. Человек, жизнь и честь которого оказываются под угрозой, прибегает к "нынавате". Он идет в дом влиятельного лица и отказывается сесть на ковер или принять угощение до тех пор, пока его просьба не будет выслушана и не будет, дано торжественное обещание не отказать в помощи. Честь человека, не внявшего такой просьбе, будет запятнана.
Если женщина, оказавшись в беде, посылает свою чадру, умоляя мужчину, как брата, о помощи, выполнение ее просьбы считается еще более обязательным.
Закон чести афганца обязывает защищать свою родину, быть смелым, иначе его ожидает всеобщее презрение. Афганец высоко ценит дружеские отношения, умеет отвечать добром на добро.
Афганцы - щедрый и гостеприимный народ. Мы не раз были свидетелями того и другого. Приглашая в гости, афганец делает это не ради вежливости, а из искреннего желания поддержать дружественные отношения. Он всегда проявляет к гостю много внимания, уважения и старается угостить всем, что у него есть. В народе говорят: "Наш дом - ваш дом".
Однажды, во второй мой приезд в Афганистан, мы и еще одна семья переезжали в другой дом. В этот день хозяин нового дома пригласил всех нас к себе на обед. Так здесь принято у домовладельцев, к какой бы национальности они ни принадлежали.
Как-то в конце лета, в пору уборки урожая, на дороге между Хульмом и Айбаком ко мне подошел крестьянин и протянул сноп только что сжатой пшеницы. Я не понял, что он имел в виду, и на всякий случай поблагодарил. Оказалось, у афганских земледельцев принято первый сноп богатого урожая преподносить встреченному человеку.
Из национальных меньшинств при монархическом режиме на самом бесправном положении находились хазарейцы. Это усугублялось еще и тем, что хазарейцы в отличие от пуштунов-суннитов исповедуют ислам другого толка, они шииты.
Хазарейцы населяют центральную часть Афганистана - Хазараджат, холмистое плоскогорье, пересеченное узкими горными хребтами, вершины которых превосходят 4 тыс. м. Представителей этой народности много и в Кабуле, куда их приводят поиски заработка. Значительное число их живет здесь уже оседло, как часть местного населения. В основном они занимаются черной работой: убирают улицы, носят в бурдюках литьевую воду, выполняют обязанности домашней прислуги, дворников, перевозят на больших ручных повозках различные грузы, пилят и колют дрова, делают другую поденную работу. Возчики часто спят прямо на улице, на своих повозках.
В последнее время хазарейцы пополняют рабочий класс промышленных предприятий, молодежь стремится к получению образования. Люди этой народности, насчитывающей около 1,5 млн. человек, отличаются аккуратностью, исполнительностью и основательностью в работе.
Говорят хазарейцы на языке дари, в котором заметны монгольские элементы. Эта народность, по мнению многих ученых, сложилась в результате ассимиляции в XVI-XVII веках части осевших в центральной части страны кочевников тюрко-монгольского происхождения с местными таджиками. Само слово "хазара" персидское, оно является эквивалентом монгольского термина, означающего войсковое формирование - "тысячу". Постепенно этот термин утратил свое первоначальное значение, но дал название вновь складывающейся народности.
Королевское правительство всячески притесняло народы, населяющие Северный Афганистан. У местного неафганского населения отнимались лучшие земли. Узбеков и частично таджиков в принудительном порядке переселяли на юг.
Одежда афганцев не отличается разнообразием, Целесообразность каждого ее элемента вырабатывалась веками. Помнится, впервые я обратил внимание на одежду крестьян, пришедших, наниматься к нам на долевые работы.
Накидка, делающая мужчин похожими на женщин, - "чадар" является обязательной принадлежностью и афганца-крестьянина, и рядового кочевника, и городского бедняка. Это просто отрез хлопчатобумажной ткани размером с нашу простыню. Применение чадар настолько универсально, что афганец почти никогда с ним не расстается.
В "исходном положении" он обычно переброшен через плечо. Но в холодное время им обматывают голову и шею, утепляют плечи и грудь, а в жару укрываются от палящего солнца. При совершении намаза чадар заменит молитвенный коврик, после омовения - полотенце. Если афганец решит освежиться в реке, то накидка, искусно обвязанная вокруг бедер, Превратится в купальный костюм. Прежде чем сесть на землю или на что-то жесткое, подкладывается тот же чадар. Надо вытереть где-нибудь пыль - чадар заменит тряпку. Если афганец разжился на базаре лепешкой или кусочком мяса, он завяжет в накидку и то и другое, поместив каждый предмет в отдельный узелок, и забросит "рюкзак" за спину. Словом, трудно предусмотреть случай, когда бы не выручил чадар.
На ногах у пришедших в наш рабочий городок крестьян была надета национальная обувь - "чаплй". Она очень похожа на кожаные сандалии без задника. Подошва для самых дешевых чапли делается из резины автомобильных покрышек. Такая подошва более долговечна, чем кожаная, которая быстро изнашивается на каменистой афганской почве. Особенно удобны такие босоножки летом, в них не так жарко ногам. Чапли самая распространенная обувь в Афганистане, особенна среди сельского населения южных районов, где летом не пойдешь босиком по раскаленной каменистой земле.
Из-под длинной рубахи у крестьян выглядывали ниспадающие волнами широкие штаны - "изар". Их ширина намного превышает длину, в поясе они собраны в многочисленные мелкие сборки. В отличие от шаровар их просторные штанины книзу постепенно сужаются. Изар держатся на бедрах с помощью тесемки "изарбанд", продернутой в подшитую складку. Праздничные изар шьют из тонкой шелковой материи преимущественно белого цвета. Белые изар, как м . вообще белую одежду, повседневно носят главным образом лица духовного звания.
Поверх изар носится свободная длиннополая рубаха до колен, а иногда и ниже, с разрезами внизу до бокам. Широкие рукава, перехваченные у запястья обшлагом на пуговицах, образуют небольшой напуск. Воротник откидной. Сзади, ниже воротника, пришивается вертикальная штрипка, чтобы вешать рубашку на крючок. Кроме этого, самого распространенного, встречаются и другие фасоны, например без воротника или с разрезом на плечах.
Поверх рубахи почти все афганцы носят жилетку или национальную безрукавку, и то и другое называют "васкат" (английское waistcoat).
Зажиточные афганцы носят безрукавки из плюша или бархата, расшитые золотыми узорами, а бедняки украшают их, обшивая края пестрой и яркой материей.
И наконец, венчает одежду чалма, намотанная на шапочку - "колах", похожую на тюбетейку. Чалма - обязательная принадлежность головного убора и крестьянина, и городского бедняка. Ее носят мужчины с 12 - 15-летнего возраста. Она представляет собой не очень широкий кусок материи длиной до 5 м. В будни носят чалму из простой хлопчатобумажной ткани больше темных тонов. А в праздники, к которым относится я пятница - официальный выходной день во всех учреждениях Афганистана, надевают такой головной убор из тонкой шелковой материи предпочтительно белого цвета.
Афганцы очень искусно наматывают чалму на голову, оставляя свободным конец длиной сантиметров семьдесят, который, словно коса, свисает с левой стороны, иногда его закидывают за плечо. Шапочки носят различных фасонов: матерчатые, иногда украшенные золотым шитьем, плетенные из рисовой соломки, вязанные из верблюжьей шерсти..
Такую одежду в южных районах основная масса населения носит и летом и зимой. Изар и длинная рубаха распространены почти во всех районах страны, хотя узбеки, таджики, туркмены, киргизы и представители других народностей предпочитают носить свою национальную одежду. Но в холодное время года часто можно увидеть, как на афганские рубаху и изар надевают узбекский или туркменский халат, в городах - пиджак, брюки и пальто. Большинство чиновников и городская интеллигенция предпочитают европейскую одежду, на голове - афганскую каракулевую шапочку.
У мусульман не принято снимать головной убор при входе в помещение. Обычай предписывает в головном уборе принимать пищу, лить воду. Однажды в поле, вблизи какой-то деревни, к месту наших работ подошел алакадар. Пришелец попросил воды. Пока он пил, один из рабочих приложил к его обнаженному темени несколько пальцев, обозначая головной убор в знак почтительного отношения к воде.
При первом знакомстве с населением Джелалабадской долины еще одна деталь привлекла наше внимание: ресницы и веки почти у всех были окрашены в малиново-фиолетовый цвет. Афганцы называют это вещество "ранг" (краска), и, по их мнению, оно предохраняет глаза от яркого солнца и улучшает зрение.
Обращаясь друг к другу, афганцы строго соблюдают cвоеобразный "табель о рангах". Младший по положению, обращаясь к старшему, скажет уважительное "саиб". Простолюдин назовет старшего по возрасту "кака" - дядя, а ровесников - "барадар" - брат или "(х)амшира" - сестра. С междометием "у" обращение звучит как оклик: "Эй; дядя", "Эй, брат". Младшего по возрасту или по положению называют "бача" - парень. К женщине принято обращение "ханом" или "ханом савб", к иностранцу - "местар" (или с названием должности, например "ендженир саиб").
Таджики и афганцы из числа сельского населения, желая выразить собеседнику согласие или одобрение, с характерным шипением втягивают в себя воздух через нос и рот. Отрицание выражается движением головы снизу вверх при одновременном цокании языком.
Существует еще одна интересная особенность в разговорной речи афганцев, как и других восточных народов. Направление движения они указывают, говоря "вниз" или "вверх", ориентируясь при этом по направлению течения воды, которая почти всегда имеется в населенном пункте. В городе или в открытой ровной степи, если хотят указать направление вперед, по ходу движения, говорят "вверх", назад - "вниз".
В одну из пятниц, покончив на джелалабадском базаре с заготовкой продуктов для нашей кухни, я. решил постричься в местной парикмахерской и направился к стеклянной двери с нарисованными белой краской ножницами и надписью "салмани". Встретивший меня у входа молодой халифа пригласил пройти в небольшую комнатушку. Не надевая никакого халата, он усадил меня на стул, повязал кусок цветной материя и приступил к стрижке. Пока халифа работал, пользуясь одними ножницами, я не торопясь осматривал его заведение. На стенах цветные вырезки из иностранных журналов. У зеркала висели железные клещи с длинными ручками, похожие на те, какими вынимают гвозди из подков лошадей. Парикмахер объяснил, что с помощью этого "грозного" инструмента он в один момент может удалить больной зуб.
Закончив стрижку, халифа положил ножницы, зашел сзади и стал энергично разминать мои плечи, потом то же самое проделал с шеей. После такого массажа я испытал приятное чувство какой-то легкости.
Кроме таких парикмахеров, работающих в стационарных салонах, в городе много "даллаков" - цирюльников с самодельными чемоданчиками, готовых прямо на улице побрить желающих. Эта профессия ходовая, она обеспечивает определенный прожиточный минимум, потому что афганцы, особенно из среды бедного населения, сами не бреются. Для этого надо иметь бритву, а для ее покупки нужны деньги. В деревнях цирюльники обслуживают все население. Они же в большинстве случаев исполняют мусульманский обряд - обрезание, а некоторые из них, как мой парикмахер, могут удалить зуб. Оплачиваются такие "универсалы" в деревне натуральными взносами от каждого хозяйства. Профессия даллака, как и многие другие профессии, обычно переходит по наследству. Даллаки составляют как бы особую касту. С ними, как и с людьми, обмывающими покойников, есть из одной посуды считается предосудительным. Жен себе они выбирают, по неписаным законам, из числа девушек своей же среды или же - в редких случаях - из беднейших слоев населения.
В эту же пятницу, естественно интересуясь местной литературой, я зашел и в книжную лавку, единственную в 1957 году на весь Джелалабад. Из современных изданий здесь был только настенный календарь да Коран разных форматов с красивыми, тисненными золотом переплетами.
Однажды вместе с нашим поваром, который разыскивал своего знакомого, пришлось побывать в одном из джелалабадских караван-сараев. Просторный двор, огороженный высокими глинобитными дуваламй, не имел никаких специальных помещений. Здешний теплый климат позволял располагаться и самим приезжим, и их верблюдам и осликам прямо на открытом воздухе.
На дорогах страны еще встречаются развалины старинных караван-сараев. Когда-то они давали приют многочисленным караванам, совершавшим тысячекилометровые переходы. В современном Афганистане появляется все больше благоустроенных гостиниц, а на смену караванам почти полностью пришли автомобили.
Обычно по возвращении с полевых работ, на исходе дня, мы обедали у себя в городке. Все собирались в столовой. Блюда разносил официант. При этом он строго соблюдал субординацию, начиная раздачу со старшего начальника. Первое время нам давали такие же порции, какие привыкли есть сами афганцы. Для наших топографов эти порции оказались мизерными. Все блюда готовились на бараньем курдючном жире. Обычно меню нашего обеда состояло из шурпы (супа), каурмы (жаркого) или плова, картофеля, шулы (рисовой каши с машем - родом мелкого гороха), отварного мяса. Наш повар-афганец щедро сдабривал все это большим количеством перца. Любовь восточных народов к острым блюдам не случайна: многие пряности являются хорошими консервирующими средствами, а некоторые и дезинфицирующими.
Даже привычные нам блюда афганцы готовят по-своему. Наш повар, или "халифа", как мы все его звали, приготовил нам однажды очень сладкий густой компот, в котором фрукты были сварены не в воде, а в масле. К такому блюду нужна привычка. Когда он в первый раз приготовил для нас курицу, мы сначала приняли ее за кролика; курицу афганцы готовят, обязательно сдирая с нее кожу. Лучшим мясом у птицы считается белое, а куриная ножка отнюдь не лучший кусок. Потроха, как правило, афганцы не едят.
В памяти осталось посещение летом 1957 года близкого к границе с Пакистаном крупного селения Каджа, лежащего в предгорьях хребта Спингар. Поселок этот чем-то напоминал Лагман. Здесь тоже был постоянный базар, довольно оживленный; продавали много живых кур и индеек. Но таких узких и извилистых улочек, как на этом базаре, нам до сих пор нигде видеть не нриходилось. Здесь было много спасительной тени. Мы увидели кузнечную мастерскую, где пожилой афганец раздувал мехи небольшого горна, а двое других ритмично выстукивали молотками по наковальне. Кузнецы изготовляли топоры, лопаты, наконечники для плугов, гвозди. Здесь же эти изделиями продавались. Но прежде чем назвать цену, кузнец взвешивал товар на весах. Стоимость этих изделий определялась прежде всего количеством железа, потраченного на их изготовление, ведь железо покупалось на валюту за границей, а труд в Афганистане стоил недорого.
Напротив кузницы, в тени под навесом, сидели лицом друг к Другу два обнаженных по пояс человека. Один из них то низко, наклонялся вперед, то выпрямлялся и откидывался назад. В руках он держал конец широкого брезентового ремня, закрепленного другим концом на горизонтальной оси вращения большого точильного камня. Откидываясь назад, работник с силой разматывал ремень, заставляя вращаться вал с точилом. Вал вращался, по инерции наматывая на себя ремень в обратном направлении. Второй афганец затачивал на камне новую железную лопату. Так работала эта примитивная машина мощностью в одну человеческую силу.
Здесь же, на базаре, мы были, можно сказать, радостно удивлены, увидев в одном из дуканов наши родные советские спички. До чего же приятно было держать в руках весточку с Родины в таком глухом районе Афганистана! В те годы в стране спички еще не производились.
Самое большое впечатление в Кадже на нас произвели люди - жители деревни, называющие себя вазирами - по названию одного из подразделений племени хугиани. Несмотря на то что в этом районе иностранцы были в диковину, жители не окружали нас толпой ине проявляли удивления, но все время смотрели на незнакомых им людей как бы краем глаза, не теряя, однако, из поля зрения ни одного из нас. Больше всего поражал их внешний вид. Длинные черные волосы, нависавшие спереди на глаза, заставляли их постоянно смотреть исподлобья. Глаза эти запомнились надолго: черные, глубокие, с пронизывающим, словно гипнотизирующим взглядом.
Однажды потерпел аварию грузовик с нашими рабочими-афганцами, возвращавшимися вечером с полевых работ. Несколько человек получили тяжелые травмы и ранения. Мы без промедления отправили их в больницу в Джелалабад. Однако уже на следующий день они вернулись, едва держась на ногах. Оказывается, в больнице им лишь смазали раны йодом и "отпустили с богом". Медицинская помощь, а тем более госпитализация были недоступны широким массам населения. Мы старались по возможности силами нашего медицинского пункта помочь пострадавшим.
Афганские рабочие рассказали нам о существовании "святого места", куда привозят на излечение душевнобольных, и предложили нам показать его. Выбрав удобное время, мы поехали к селению Самархёль и на берегу широкого сухого русла реки Чапрахар увидели высокие каменные ворота, выбеленные известью. Миновав их, мы оказались в аллее из акаций; густые заросли скрывали внутренний двор лечебницы. Справа на аллею выходила белокаменная терраса, на которой стояли несколько чарпаи. На одной из них сидел афганец, перед ним висел на веревочке медный судок. Мы бросили ему немного мелочи и прошли в пыльный двор, где росли несколько старых гязов да местами виднелись остатки пожухлой травы. Под ближайшим к нам деревом сидел полуголый старик; только грязные лохмотья прикрывали его наготу. На ноге было надето железное кольцо, через которое человек был прикован цепью к стволу гяза. Тут же стоял глиняный кувшин. Дальше, возле самого дувала, лежал совершенно нагой юноша, он тоже был прикован к дереву железной цепью. Эти два человека были больны и проходили "курс лечения", единственным фактором которого было само пребывание в "святом месте". Сопровождавшие нас афганцы уверяли, что многие выздоравливают.
Чтобы современный образ жизни утвердился в стране, где бедность привычнее засухи, приходится буквально на каждом шагу преодолевать сцементированные временем преграды из религиозных предрассудков и невежества. И это неудержимое движение вперед рождает удивительные контрасты. В Мазари-Шарифе, на заводе азотных удобрений, построенном с помощью советских людей" афганские техники в белых халатах, вчерашние дети степей, производят химические опыты и сложные математические расчеты. А здесь, на трассе канала, сегодняшний сын гор, увидев у топографа кипрегель или теодолит, серьезно попросит; "Саиб, посмотри в свой дурбин и скажи, что болит у меня в животе..."
На одном из участков дороги мы остановились у небольшого джуя, на берегу которого еще издали заметили группу женщин и детей, видимо жителей видневшейся за холмом деревни. Подойдя ближе, мы увидели, что женщины моют посуду и стирают белье. Заметив нас, они низко нагнули головы, надвинув на глаза черные платки, но работы не оставили. Положив на гладкий камень кучки грязного белья, одни энергично колотили по ним толстыми палками, время от времени переворачивая их, другие делали то же самое камнями. Мыло для них было недоступно.
Афганская женщина красива не только по восточным понятиям. Она стройна и при любом росте выглядит изящной, полных женщин мы почти не встречали. У нее тонкие черты лица, большие живые темные глаза, красивые руки. Ее приятный мелодичный голос украшает любую беседу.
На протяжении веков, по мусульманскому обычаю, женщина с 12 лет закрывала свое лицо перед посторонним мужчиной, а мужчина не имел права смотреть на нее. Однако в сельской местности женщины редко закрываются перед мужчинами этого же селения. Часто мальчики и девочки в деревне вместе играют и продолжают встречаться и после 12-летнего возраста.
Брачный возраст для женщины - 14 - 16 лет, для мужчины - 18 - 20 лет. Однако были случаи, когда замуж отдавали девочек в девятилетнем возрасте.
В свадебном обряде у афганцев, местных узбеков, таджиков, туркмен много общего. Помолвка совершается иногда за несколько лет до свадьбы, когда невеста еще не достигла брачного возраста. Однажды на джела-лабадском базаре я засмотрелся на очаровательных детей - мальчика и девочку пяти-шести лет, державшихся за руки. Их отцы были тут же и угощали детей сладостями. Мне объяснили, что это будущие муж и жена, дети уже обручены по договоренности между родителями. Бывают даже случаи, что помолвка осуществляется до того, как дети появились на свет. Во время помолвки отец и мать жениха приходят в дом родителей невесты, где договариваются о времени устройства свадьбы я о размере калыма. В 1957-1958 годах калым составлял в среднем 10 - 12 тыс. афгани. На эти деньги можно было купить двух верблюдов.
Сейчас, особенно в городах, порядок бракосочетания значительно упростился. Хотя старый обычай еще живет, многие обходятся без калыма, богатых угощений и подарков.
Брак может быть заключен только с согласия жениха и невесты в присутствии нотариуса или духовного лица, свидетелей и родственников со стороны жениха и невесты.
Когда мы работали в Кабуле, повар экспедиции Анвар подробно рассказывал, как он взял себе вторую жену, хотя его первая супруга жила и здравствовала. Прежде всего все связанные с женитьбой практические вопросы он решал сам, а не его родители, как это было доложено по установившейся традиции. Впервые он увидел свою будущую жену на улице. Она понравилась ему по походке, по голосу. Он несколько рай провожал ее до дома, стараясь не очень заметно следовать позади. Однажды вечером девушка сама открылась перед Анваром и пригласила к себе в дом, где познакомила его с родителями. После этого он стал видеться с невестой в ее доме.
Перед свадьбой Анвар. получил в горуправе бланк брачного свидетельства и в день бракосочетания явился в дом невесты. Здесь уже были в сборе родители невесты я родственники жениха. Для оформления брака пришли мулла и участковый полицейский. Войдя в дом, мулла спросил: "По какому случаю здесь раздают сладости?" Родители невесты ответили: "У нас есть дочь, которую мы выдаем замуж". Затем мулла спросил у жениха: "Вы согласны взять в жены эту девушку?", и после утвердительного ответа посаженый отец со стороны невесты с двумя свидетелями прошел в комнату невесты и получил ее согласие, о чем объявил всем по возвращении. Жених преподнес посаженому отцу подарок - рубаху, изар и чалму. После этого заполнили брачное свидетельство, где была оговорена сумма, которую муж обязан выплатить жене в случае развода.
На следующий день в доме невесты началось свадебное торжество - "той" Было много угощений, играла музыка, пели песни, танцевали. Но все это отдельно для мужчин и женщин. Первая жена Анвара тоже присутствовала на этом тое. Все расходы по нему легли на Анвара.
Вечером после тоя Анвар увез молодую жену к себе домой на такси. Дома их встретила женщина (знакомая со стороны жениха) и поднесла молодоженам зеркало, чтобы они посмотрели в него. Затем она дала каждому по ложке шербета, сначала жениху - тот отказался попробовать, затем невесте, - невеста попробовала. После этого молодые отправились на приготовленное для них брачное ложе. Утром посланнице, прибывшей от родителей жены, вручили платок, запачканный девственной кровью, и кулечек с ноглем (сладостями). Анвар подарил ей красивый платок, длинные национальные штаны и платье.
Разрешается и развод. В недалекие времена для этого было достаточно трижды произнесенной мужем формулы, установленной шариатом. Теперь этот акт осуществляется по суду. Формально обращаться в суд но этому поводу разрешено и мужу и жене. Но фактически дело о разводе возбуждает только мужчина. Однако разводы - явление довольно редкое, и разведенный мужчина не пользуется уважением.
Несмотря на то что, по законам шариата, мусульманин мог иметь до четырех жен, подавляющему большинству мужчин это было не по карману. Ведь кроме уплаты калыма надо иметь средства для содержания своей супруги. Поэтому значительное число мужчин в этой стране всю жизнь оставались холостяками, женитьба для них была непозволительной роскошью. В демократическом Афганистане калым, многоженство и ранние браки запрещены.
С конца 50-х годов афганские женщины все смелее выступали с требованиями снять чадру, активнее приобщались к общественной и культурной жизни страны. В августе 1958 года первая небольшая группа афганок вышла на праздник Независимости без чадры. На следующий год это сделали уже сотни афганок. Под давлением общественности правительство отменило обязательное ношение чадры. Женщинам разрешили работать на предприятиях и в учреждениях. С конца 50-х годов большинство женщин в Кабуле не носит чадры.
экенских, профсоюзных, молодежных, партийных организаций. Вместе с мужчинами раскрепощенные женщины Афганистана выходят на уличные демонстрации и митинги, выступая в защиту революции.
Рождение нового человека, особенно мальчика, отмечается как большое событие. Состоятельные родители устраивают праздничное угощение. В селах о рождении сына возвещают барабанным боем и стрельбой из ружей.
В течение первых 40 дней жизни ребенка его никому, кроме членов семьи и повивальной бабки, не показывают, а после наступления темноты в дом никого не впускают. Роженица тоже во двор не выходит. По истечении сорока дней исполняются, обряды: "гаварабандан" - первое укладывание ребенка в люльку - и затем наречение именем. Мать приглашает к себе соседских женщин и детей. В присутствии всех собравшихся читают молитву и окуривают люльку ладаном. После этого мать вручает ребенка повивальной бабке, которая с молитвой укладывает его в люльку. Мать садится к люльке, дает грудь ребенку и, взяв в рот край лепешки, зажимает ее зубами. Самый проворный из присутствующих детей, обычно мальчик, вырывает эту лепешку и бежит на улицу. Остальные дети должны догнать его, отобрать лепешку и принести бабке. По поверью, чем дальше удастся убежать ребенку с лепешкой, тем дольше будет жить младенец. Когда дети возвращаются, мать и бабка разбрасывают по ковру сладости и монеты для них. Взрослые приглашаются на небольшое угощение.
Для наречения ребенка именем его отец собирает гостей. После всеобщей трапезы мулла берет ребенка на руки и присваивает ему имя. Бедные семьи обходятся без обрядов.
Как-то раз один из наших рабочих, житель близлежащей деревни, не явился на работу. Нам сообщили, что у этого крестьянина умер отец и предстоят похороны.
Мусульмане Афганистана хоронят покойников по общим исламским канонам. Покойнику закрывают глаза, затем читается краткая молитва, в которой просят бога "простить усопшего и послать его в рай".
Похоронить стараются как можно быстрее. Если человек умер утром, то хоронят его, за редкими исключениями, в этот же день. Если же смерть наступила вечером, то похороны обычно происходят на следующее утро. Вероятно, такой обычай обусловлен жарким к лиматом.
После поминок в доме умершего остаются только его родственники. Женщины оплакивают покойника в течение четырех дней. Через 8 и 40 дней после смерти снова устраиваются поминки.
Несмотря на изданное правительством еще в 1949 году положение об отпевании, похоронах и поминовении усопшего, направленное на искоренение обрядов, связанных с бесполезными расходами, обременяющими людей, население все-таки во многом продолжает соблюдать традиция, сложившиеся веками.
В культурной жизни афганских горожан большое место занимает кино. Любят смотреть цветные ленты героического содержания, с массовыми батальными сценами. С удовольствием ходят на индийские фильмы, им близки и понятны мелодии индийской музыки, рисунок индийских танцев. Многим афганцам запомнились советские киноленты "Родная кровь", "Летят журавли", позднее "А зори здесь тихие", "Освобождение" и другие.
Кинотеатры в столице и в других городах никогда не пустуют. Местные зрители очень живо, непосредственно и часто довольно эмоционально реагируют на события, происходящие на экране, аплодируют появлению популярной актрисы, танцору, хорошо исполнявшему танец, певцу.
Афганцы понимают и любят юмор. Они самозабвенно, с подлинным искусством исполняют народные танцы, С любовью поют и в доме, и в горах у костра народные песни, полные поэзии, с увлечением рассказывают и слушают красивые легенды и сказки, в которых воплотилась народная мудрость,
Среди народных песен преобладают героические и лирические, в которых рассказывается о любви, о битвах племен с врагами. Воспевается образ афганца-патриота защитника родины и свободы, верного своему слову, готового отдать жизнь за свободу и честь. Бережно хранятся в народной памяти стихи поэтов XVII-XIX веков. Среди них особенно уважаем поэт-воин, вождь племени хаттаков Хушхаль-хан Хаттак. Мечом и стихом сражался он против ига Великих Моголов, за свободу афганцев.
...За честь народа голову сложив,
В народной памяти воскреснешь как герой.
С высоко поднятою головой!
За честь народа голову сложив...
Официальным летосчислением в Афганистане является календарь солнечной хиджры. По этому календарю работают государственные учреждения, живет население. За исходную дату мусульманской эры принят 622 год (год переселения - "хиджры" - пророка Мухаммеда из Мекки в Медину). Мусульманское духовенство пользуется так называемым календарем лунной хиджры, в котором за один из 12 месяцев принимается период обращения Луны вокруг Земли. Лунный календарь принят как официальный в религиозной жизни всех мусульманских народов. В городах пользуются также григорианским (европейским) календарем.
Афганский новый год - навруз - отмечается в день весеннего равноденствия, 20, 21 или 22 марта. В Афганистане любят этот народный праздник.
...В Джелалабаде чувствовалось приближение праздника: приводились в порядок улицы, придорожные джуи, дуканы, на здании почты был установлен громкоговоритель. На центральной базарной улице в нескольких местах под деревьями появились большие глиняные сосуды с водой для питья, над ними привязаны к веткам жестяные кружки. Белили кирпичные ограды вокруг каждого дерева.
А вот роют вдоль улицы новый джуй. Интересно работают землекопы: одной лопатой действуют два человека. Один вонзает ее в землю, а другой, стоя лицом к первому, тянет за привязанную к ручке веревку. На окраине города на прокладке небольшого оросительного канала работал своеобразный прицепной скрепер, его большой деревянный совок тянули два быка.
В семьях к наврузу начинают готовиться за неделю. В течение семи дней настаивается особый напиток из семи видов фруктов. Обязательно шьется новая одежда, поэтому новогодний праздник иногда называют "днем нового платья".
У нас в экспедиции работали солдаты афганских строительных частей. Накануне навруза они пришли на работу с накрашенными хной ярко-рыжими ладонями. У многих такими же были и подошвы ног, У некоторых были рыже-морковного цвета ногти на руках и ногах. Заметив наши недоуменные взгляды, афганцы пояснили, что этот "маскарад" связан с приближением жары. Хна якобы холодит кожу.
В первый день Нового года мы пошли на "милю" (ярмарку), устроенную у святого места, где, по преданию, когда-то отдыхал один из первых арабских Халифов - Али. Все дуканы в городе были закрыты. По дороге, проходящей через территорию аэродрома к святому месту, длинной процессией тянулись афганцы, шло много детей. Кто ехал на осликах, кто на гади, разукрашенных бумажными цветами. В некоторые фаэтоны набивалось до десяти человек, дети сидели на руках взрослых, на подножках, устраивались в ногах.
На месте гулянья собралось очень много народу. Мы оказались на своеобразной восточной ярмарке, шумной, красочной, гудящей гомоном праздничной толпы.
Торговали леденцами, вареным горохом, лепешками, кусочками очищенного сахарного тростника, необычным для нас мороженым, основную часть которого составляет твердый слежавшийся снег, привезенный с гор. Здесь же готовили сладкое, очень питательное кушанье "джалибй" - круглые узорчатые решеточки из теста, зажаренные в масле. За одну мелкую монету яркий попугай предсказывал будущее. Дымили жаровни с ароматными шашлыками, готовился плов, в больших котлах варилось мясо, жарилась рыба, которая в другое время почти не появлялась на базаре.
Продавалось сырое мясо и холодное вареное, приправленное желтым имбирем. Здесь же резали баранов и разделывали их туши, а рядом сидели собаки в ожидания подачки, в воздухе высматривали добычу стервятники. Тут же расположились кочевники с женщинами и детьми. Одни продавали кур, баранов, другие стряпали обед. Подошли несколько торговцев с попугаями в больших железных клетках. Стучали молотками сапожники, стонал металл под брусками точильщиков. В тесной толпе шло постоянное движение в разных направлениях, стоял несмолкаемый говор, слышались крики детей, возгласы погонщиков ослов. Все пришедшие на ярмарку были одеты по-праздничному, в новые светлые одежды, побриты пострижены.
С приближением лета многие афганцы делали распространенную здесь стрижку: выстригали
кружком волосы на темени. Особенно много взрослых с детьми толпилось у двух деревянных чертовых колес - "зангу". Диаметр колеса был не больше четырех метров.
Собирался народ и возле игроков в кости, испытывавших свою судьбу. Игру вел пожилой бородатый афганец с белой чалмой на голове.
За занавесями из циновок, в тени деревьев, расположился оркестр национальных инструментов. Но гулявших здесь было немного: вход платный. Музыканты, одетые в национальные костюмы, играли однообразный простой мотив. Дирижировал молодой афганец. Некоторые инструменты были нам уже знакомы - это дуль "сурна. Еще здесь были трехструнный инструмент - гитар, и клавишный, лежавший на земле, как бы половина нашей гармони, мех его приводился в движение одной рукой.
Большая толпа собралась вокруг какого-то веселого зрелища. Протиснувшись вперед, мы увидели "театр одного актера" в исполнении обезьянки, одетой в бархатный костюмчик. Таких обезьянок здесь называют "шади". Повинуясь сигналам хозяина, она то забавно ковыляла, изображая усталого путника, то ложилась на землю и "засыпала", а потом гналась за "ограбившими ее разбойниками" и грозила им. В заключение шади обходила зрителей, собирая гонорар. Такие бродячие "артисты" появлялись и в Кабуле.
Поднявшись на пригорок, мы заглянули за невысокую каменную ограду, окружавшую святое место, и увидели там множество мужчин, стоявших в большой очереди перед входом в белый каменный домик, похожий на склеп. У самого входа порядок в очереди нарушался, каждый стремился протиснуться вперед. Прежде чем войти, верующие касались правой ладонью изображения кисти святого над входом и тут же подносили руку к своим глазам и губам. Выйдя наружу, они проделывали те же манипуляции.
Кстати заметим, что сама могила халифа Али, как считают афганцы, находится в Мазари-Шарифе, городе на севере Афганистана. Там сооружена прекрасная Гробница - место поклонения мусульман, приезжающих из дальних мест. Но святая могила того же Али почитается и в Неджефе (Ирак). Мусульмане, видимо, Не усматривают в этом ничего противоестественного.
В день навруза в деревнях наиболее уважаемые из односельчан в торжественной обстановке прокладывали на поле первую борозду, а в городах сажали деревья.
Незаметно начал моросить теплый дождь. Мы надеялись еще увидеть в городе конно-спортивную игру "бозкаши", бой баранов, перетягивание каната. Но разошедшийся дождь сорвал все эти мероприятия.
Наши товарищи, побывавшие в Кабуле, рассказывали, что в день навруза в саду Бабура было большое народное гулянье с национальными танцами и играми. Группа гуляющих с интересом следила, как два афганца, встав один против другого и поджав ногу, начинали толкать друг Друга плечом, стараясь вывести противника из равновесия - шла игра "хусай". Неподалеку проходило фехтование на палках.
Национальный танец "атан" сначала был исполнен профессиональными артистами, а затем его танцевала большая группа солдат. Танцующие становились в крут. В центре его два барабанщика непрерывно били в барабаны. Танцоры в ритм ударов делали несколько шагов вперед, затем отступали, поворачивались из стороны в сторону. Хлопая в ладоши и покачивая головами, они громко выкрикивали слова национальной песни.
Во время праздника крестьяне демонстрировали домашний скот - буйволов, лошадей, баранов. За лучший экстерьер животного владельцу вручалась грамота.
На севере страны отмечается красивый народный праздник "гули-сурх" (красный цветок), часто совпадающий с Новым годом. Весной, когда зацветут тюльпаны, люди в течение нескольких дней выходят компаниями в поле на гулянье, собирают цветы и приносят букеты домой.
Большинство государственных праздников, существовавших до революции, не носили общенародного характера. С нарастанием борьбы за справедливое устройство жизни, с победой в стране революции наряду с лучшими обычаями и традициями прошлого стали рождаться новые, стали появляться и новые праздники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Живя в Афганистане, я все время испытывал настоящую радость познания этой удивительной страны. Я полюбил ее голубые горы и скалистые ущелья, цветущие долины и безмолвные каменистые пустыни, шумящие горные потоки, бездонное синее небо и яркое солнце, большие яркие звезды в глубокой ночной тишине, нежные краски цветущих садов и золото их плодов, величественные платаны и тонкоствольные, устремленные ввысь тополя.
Во мне укрепилось чувство симпатии и глубокого уважения к миролюбивому и мужественному афганскому народу, истинному патриоту родины, ставящему превыше всего свободу и независимость. Он умеет защищать свою землю и трудиться. Он умеет ненавидеть врагов и ценить друзей. Я был свидетелем, как Простые рабочие и крестьяне проявляют самые искренние добрые чувства к советским людям.
.............................................................................. В. Е. Магдониев.
<= Предыдущая глава
Обратно на заглавную страницу
E-mail: kriwenko2000@mail.ru
|