В ПРОВИНЦИИ ГАЗНИ
Город Газни играл важную роль в историческом прошлом Афганистана. Еще в VII веке жители Газни оказали упорное сопротивление арабским завоевателям. Как бы в отместку за это город в 869 году был сожжен и разрушен. В Х веке, отстроенный заново, он становится крупным торговым и культурным центром. С 962 года это столица империи Газневидов; отсюда управлялась вся территория Афганистана, часть- Персии и Индии, некоторые области Средней Азии. При дворе султана Махмуда Газневи (998-1030) творили выдающиеся ученые и поэты, среди них Бирунн, Абу-ль-Фазлъ Бейхаки, великий Фирдоуси, внесший заметный .вклад в сокровищницу культуры всего человечества. Афганцы любят и почитают этого поэта-правдолюбца, перу которого принадлежат замечательные строки:
Только двое не знают ни смерти, ни тленья!
Лишь дело героя и речь мудреца.
Проходят столетья, не зная конца.
И солнце, и бурю - все выдержит смело
Высокое слово, доброе дело!. .
……………(Из "Шахнаме")
В те времена Газнн был колыбелью культуры и искусства исламского Востока, Его превосходил только Багдад. В XII веке Газни был снова разрушен и сожжен Алла-уд-Дином Джахансузом Гури, правителем государства Гуридов.
Развалины старого Газни сохранились в окрестностях современного города. Позднее город приобрел важное, значение как оборонительный заслон на пути к столице Афганистана - Кабулу. Эта его роль наглядно проявилась в первых двух англо-афганских войнах.
У самого Газни, на разном удалении от дороги, одиноко стоят два старинных, устремленных ввысь минарета, искусно отделанные узорной кладкой кирпича и резной терракотой. Мечети, которым они принадлежали, давно уничтожены неумолимым временем. А минареты пережили века, сохранив для потомков нетленные образцы древней культуры Афганистана. Эти знаки былого величия города относятся к ХII и XIII векам.
На высоком холме, опоясанном стеной, стояла военная крепость, а ниже по склону холма, вокруг крепостных стен, теснились ярусы глинобитных жилищ и лавочек, окруженных высокой, тоже глинобитной оградой. Это старый город. Еще ниже расположились базарные ряды современного Газни. В городе не было ни одного промышленного предприятия.
В 25 км от Газни, распологалось местечко Банда-Сарде, которое представляло собой скопление нескольких саманных построек на берегу небольшой речушки Джильга. На юге, прямо за рекой, вплотную поднимались набегающие друг на друга, как волны, холмы, за которыми виднелось селение Сарде. К северу, до самого Газни, простиралась ровная неоглядная степь со скудной растительностью. Правее, у подножия будто нарисованных у горизонта гор, проходил путь на город Гардез. В той стороне, на расстоянии 2 - 3 км от Банди-Сарде, возвышался среди обширной равнины одинокий каменистый холм Мурсель, на вершине которого виднелись развалины каменных укреплений - свидетели былых сражений афганцев с завоевателями.
На западе тоже степь, до самой дороги на город Кандагар, На восток протянулась холмистая долина, вдали переходящая в голубую степь, а на горизонте за легкой дымкой виден силуэт синих гор. Пересекая речку по каменному мосту, шла дорога на селение Ургун и далее, к пакистанской Границе.
В первые дни пребывания на новом месте давала себя знать высота. Если Газни расположен на высоте около 2400 м над уровнем моря, то Сарде вознеслось еще выше. При ходьбе мы ощущали некоторую слабость, покалывание в сердце, появлялась одышка. В ушах стоял легкий шум, горло пересыхало. Но постепенно все мы приспособились к новым условиям жизни И работы.
Здесь было намного прохладнее, чем в Кабуле. Хотя осень только начиналась, по ночам было холодно, и температура утром не превышала 10° тепла. Чувствовалось приближение зимы, холодной и снежной в этих местах. Особенно сильные морозы и снегопады были здесь зимой 1956 - 57 года.
Хотя район Газни лежит гораздо южнее Джелалабадской долины, здесь уже не увидишь сахарного тростника, риса и тем более финиковых пальм - наглядный результат разницы в высоте над уровнем моря, достигающей почти 2 км.
На пути - деревня Кала-Нияз. Но что это? На ровной площадке у дороги, возле развесистых гязов, толпятся люди, среди них много детей, Несколько мужчин образовали круг. На середину вышли два барабанщика, я начался афганский национальный танец атан, удивительно ритмичный и живой. Танцоры двигались по кругу сначала медленно, потом все быстрее я быстрее, резко поворачивались, встряхивая головами и хлопая в ладоши. На крышах нескольких домов, обнесенных высоким дувалом, показались женщины, оживленно о чем-то переговариваясь. Оказалось, в деревне свадьба, и по этому случаю были устроены торжества.
Равнинность местности обусловила и характер планировки поселений. Дома, как правило, стоят обособленно один от другого или небольшими группами. Строительный материал тот же, что и в большинстве районов Афганистана - глина. На некоторых постройках мы видели куполообразные крыши. Они возводятся из саманного кирпича и совершенно не требуют древесины, остро дефицитной в этих местах. Около жилья возвышались небольшие пирамидки заготовленного на топливо кизяка.
В одном из сел мы остановились у глинобитного домика, откуда доносился мерный стук двигателя. Это была дизельная мельница. Возле нее толпились люди, лежали мешки, стояли верблюды. Внутри мельницы после яркого солнечного света нам показалось почти темно: свет проникал сюда лишь из небольшого квадратного отверстия. У своих мешков на корточках сидели несколько крестьян. От грубо смолотой муки, струящейся в подставленные мешки, поднималась серая пыль, заполнявшая кибитку. Пыль покрывала лица и одежду людей. Такие мельницы встречаются во многих селениях провинции. Мельницы с другими видами силовых установок соорудить здесь практически невозможно ветряную - не из чего, водяную - негде, вокруг ни реки, ни мало-мальски подходящего джуя.
На равнинной местности к югу от Банди-Сарде, если ехать в сторону Ургуна, можно увидеть несколько водяных мельниц, установленных на пересыхающих речках. Эти мельницы имеют своеобразную надстройку, непременный элемент которой-глиняная башня в виде усеченного конуса. Расположившись ночью на ее плоской крыше, хозяин мельницы чувствует себя в безопасности и от шального дикого зверя, и от "лихого" человека. В жару здесь прохладнее, чем внизу.
Несмотря на начало сентября, на полях стояли еще не убранными пшеница, ячмень, кукуруза. Местами возвышались своеобразные шалаши с плоской крышей - "чапарй", сооруженные из хвороста и сухой травы, на четырех высоких столбах или жердях. В таком шалаше сидит сторож, оберегающий посевы от налетов птиц и набегов животных. Устройство шалаша на некотором возвышении: от земли оправдано тем, что оттуда лучше видно, там прохладнее и безопаснее.
Ближе к городу стали попадаться и убранные поля. Среди них то там, то тут на небольших выровненных площадках земли по расстеленным желтым стеблям пшеницы ходили нары волов, таща за собой сплетенную из хвороста и нагруженную для балласта землей волокушу - орудие молотьбы. Рядом, словно обыкновенные куры, мирно паслись дикие голуби. Дерзкие вездесущие воробьи большими стаями перелетали с места на место, собирая "свою" долю урожая.
На серо-желтом фоне полей вдали виднелись фигурки работающих женщин в национальных красно-черных одеждах. Такое сочетание цветов афганцы объясняют тем, что оно позволяет издалека различать ушедших в поле или в степь женщин. Одежда крестьянок немудрена. Это обычно красные платье-рубаха и узкие длинные штаны да платок-накидка черного цвета. Все изготовлено из дешевых хлопчатобумажных тканей.
Мы обратили внимание, что женщины зв районе Газни тщательнее, чем в Нангархаре, скрывают лицо при встрече с незнакомым мужчиной. У самой дороги встречаем двух девушек и успеваем разглядеть их Красивые лица.
- Это еще незамужние девушки - замечает шофер-афганец. До замужества сельские девушки носят челочку на лбу и заплетают волосы в две косы, а выйдя замуж, волосы со лба убирают и заплетают одну косу.
Навстречу по дороге шёл пожилой крестьянин с древним боевым оружием в руке - секирой на длинной палке - "табарзйн". Это оружие местные жители берут с собой для защиты от волков, отправляясь в дальний путь пешком. Афганский историк Али Мухаммед в своей книге "Афганистан" рассказывает о любопытном способе защиты от волка, когда с ним вдруг приходится встретиться безоружному афганцу. Человек разматывает чалму и привязывает к ее концу свой башмак, волоча его по дороге. Волк пытается схватить башмак, но человек резко дергает за конец чалмы - и хищник отпрыгивает в испуге. Так повторяется до тех пор, пока обороняющийся не достигнет убежища. О таких необычных случаях мне приходилось слышать и от знакомых афганцев.
У поворота на Гардез, там, где степь со скудной, выгоревшей на солнце растительностью поднималась в горы, тянулся ряд высоких красноватых бугров. Мы подъехали поближе к тому из них, где двое мужчин медленно вращали деревянный ворот. Из колодца-скважины показалось кожаное ведро, наполненное мокрым красновато-желтым глинистым грунтом. Так раз за разом они вынимали землю, которую внизу нагружал в ведро их товарищ, помогая проходчику. Мы все сразу поняли, зачем здесь рыли колодец, ведь до ближайшего жилья отсюда больше километра. Оказалось, скважина потребовалась для того, чтобы облегчить работу человеку, пробивающему внизу длинную и очень узкую подземную галерею, по которой от подножия горы вода пойдет в селения, удаленные на десятки километров. Такие колодцы иногда достигают глубины 100 м. Роются кяризы с помощью простейших орудий труда - лопаты, ведра и веревки с деревянным воротом. Работа эта не только очень трудная вообще, но самая тяжелая и опасная часть ее приходится на долю того, кто роет галерею. В темноте, в липкой грязи, сдавленный стенками узкого прохода, человек задыхается от недостатка воздуха, хватая ртом леденящую сырость. Длинные галереи, часто не имеющие никаких креплений, случается, обваливаются, и тогда приходится начинать все сначала. В районе Газни много брошенных завалившихся кяризов.
Сердцем города можно назвать газнийский базар, имеющий свои достопримечательности, которые выделяют его среди других городских базаров страны. Мы идем по торговым рядам и вдруг набредаем на лавочку, товары которой привели бы в восторг любого, не только историка или археолога. Здесь продаются большие старинные пистолеты с костяными рукоятками, тяжелые кремневые ружья, кинжалы, мечи, луки со стрелами, пороховницы, круглые кожаные щиты с металлическими набойками, высокие седла, тяжелая конская сбруя и другие предметы старины, найденные при раскопках древнего Газни. Здесь можно увидеть монеты греческие, бактрийские, фракийские, сасанидские, кушанские, индийские, древнеафганские, могольские и другие, какие мы привыкли видеть в музейной витрине.
Целый ряд дуканов торгуют изготовляемыми только в Газни национальными овчинными безрукавками - "пустинча" и овчинными шубами - "пустин". Пустинча расписана, красочной, вышивкой, которая делается гладью с помощью желтого, красного, малинового и лилового шелка. Некоторые безрукавки почти сплошь покрыты изящным рисунком. Цвет самой овчины самый разный - белый, желтый, коричневый, черный, серый. Пустинчу охотно покупают в качестве сувениров приезжающие сюда иностранцы. Из Газни эта продукция поступает для продажи в Кабул и, другие районы, а в последние годы она идет и на экспорт.
Огромные овчинные пустины отличаются хорошо продуманным фасоном рукава. Он полностью укрывает руку, но от локтя книзу как бы распорот. Это предоставляет рукам полную свободу действий; поправить груз на верблюде, положить в рот жевательный табак, а иной раз и схватиться за оружие. Зимой здесь носят и своеобразную бурку - "косай" из белого войлока с цветной вышивкой рукава ее глухие, ромбовидной формы. Бурка хорошо защищает от ветра и не промокает.
Несколько дуканов до отказа заставлены начищенной до блеска медной посудой ремесленников. Славится она на весь Афганистан. Торгуют и бараниной, разнообразными овощами, свежими и сушеными фруктами. Из овощей необычно длинные, похожие на змей дыни - "тарра", по вкусу напоминающие молодые огурцы, достигающие иногда одного метра. А на севере страны, где в основном и выращивают эту культуру, встречаются и более крупные экземпляры.
Особняком стояли торговцы каменной солью. Она лежит большими серыми глыбами. Мы избегали покупать такую соль не только из-за ее "малотоварного" вида, но и считали, что она содержит вредные вещества. Однако некоторые ученые после проведенных исследований пришли к выводу, что очищенная соль в процессе помола лишается ценных микроэлементов - йода, магния, цинка, селена и других. Отдельные наблюдения свидетельствуют, что употребление неочищенной каменной или выпаренной из морской воды соли предохраняет от некоторых тяжелых заболеваний, в том числе от лейкемии. Основные районы добычи каменной соли в Афганистане находятся на севере страны.
В высохшем русле реки Газни, чуть выше моста, живописное скопление верблюдов и осликов, предназначенных на продажу. Верблюдов в этом районе много. Места ое население использует этих животных для перевозки грузов на небольшие расстояния. На них везут в город рис или муку для продажи, а обратно - солому, купленную для топлива и на корм скоту.
Иногда один человек ведет на поводу несколько верблюдов, Удержать животное в повиновении с помощью обычной узды невозможно. Поэтому в одной из его ноздрей делается отверстие, в которое вставляется деревянный шпенек с широкой шляпкой, и с наружной стороны к нему крепится веревка. В караване повод заднего верблюда привязывается к хвосту едущего впереди.
Особенно живописен в Газни базар старого города. Туда можно попасть, пройдя через старинные каменные ворота. Узенькие улочки, круто извиваясь, поднимаются вверх. Навесы над дуканами создают здесь полу-мрак. Местами улочки полностью накрыты циновками.
В старом городе торгуют галантереей, ремесленными изделиями, легкими бумажными и шелковыми тканями. Сикхи - последователи религии сикхизма, вышедшие из Индии продают много различных лекарственных снадобий, привозимых из этой страны. Здесь и листья кустарника "сана", настойка которых используется в качестве слабительного; и синеватый, полупрозрачный камень "ниль-тутия", похожий, на медный купорос, выгоняющий глистов у овец, и древесная смола "шельм" для ухода за бородой, и сухие зернышки, похожие на фисташки - "марги-махй" (рыбья смерть). Их используют для уничтожения насекомых в волосах и для ловли рыбы. Сбором лекарственных уастений, идущих и на экспорт, занимаются многие жители страны.
Интересны на этом базаре изделия из серебра. Среди них традиционные узкие браслеты - "кара" и очень широкие - "чури", которые носят женщины-кочевницы, украшение на лоб - "матика" и нагрудное - "таук". Продаются и специальные футлярчики для амулетов, серебряные кольца с написанными чернью изречениями восточной мудрости.
На газнийском базаре, как и по всему Афганистану, вместе со взрослыми в деловой жизни принимают участие и дети. Я спросил у дуканщика, торговавшего овощами, учатся ли его детишки. Дуканщик объяснил, что не хочет отдавать детей в школу, потому что боится лишиться помощников в хозяйстве. Если она получат образование, то не захотят работать у себя, а будут пытаться устроиться в какое-нибудь ведомство чиновниками. Получить же чиновничью должность. было трудно не только в Газни, но даже и в Кабуле не было вакансий.
Во многих семьях крестьяне стремятся с раннего возраста приучить детей к какому-нибудь делу. А приобщение к учебе девочек противоречит вековым традициям, по которым женщина должна прожить всю жизнь затворницей. После победы в стране национально-демократической революции начали решаться важные и сложные, задачи привлечения к учебе всех детей школьного возраста и ликвидации неграмотности среди взрослых.
В Газни и его окрестностях много гробниц видных деятелей далекого прошлого. Эти места - "мазары" - почитаются как святые. Среди них и гробница Султана Махмуда Газневи. А в одну из наших очередных поездок мы посетили усыпальницу суфийского поэта Санай, тоже причисленного к лику святых небольшое белое строение с голубым куполом, выкрашенным масляной краской, стояло у самой дороги на песчано-каменистом склоне. За окружавшей его металлической оградой тянулись редкие высокие стебли розово-желтой и красной мальвы, К гробнице подходили мужчины и женщины с детьми.
Выбрав момент, когда поблизости никого не было, я снял у входа туфли и в сопровождении нашего шофера-афганца вошел в усыпальницу. У дверей сидел служитель. Бросив несколько монет в стоявшую перед ним миску, я спросил разрешения осмотреть мазар. Он не возражал. Мы вошли в небольшую, светлую залу, стены которой были выложены из камня. Посредине возвышалось надгробие, покрытое красным полотнищем, рядом с ним - могилы его мюридов (послушников). На стенах висели священные знамена, на мраморных досках высечены арабские надписи. Возле надгробий кружком сидели три женщины с детьми. Отбросив с лица чадру, они разламывали лепешки, совершая трапезу. Мы потихоньку удалились.
СТОЛИЦА
Лошадь падишаха резко остановилась. Дальше пути не было. Впереди простиралась водная гладь озера, на середине которого зеленел таинственный остров. После. недолгого раздумья падишах созвал всех своих визирей и приказал им готовить переправу. Из ближних я. дальних селений привезли много соломы, высыпали ее в озеро, укрепили, настил' слоем земли, и переправа была готова. Проехав по "соломенному мосту" на остров, падишах услышал звуки прекрасной музыки. На острове жили искусные музыканты, посвящавшие свой досуг музыке и танцам. Падишах был очарован их игрой. Ему так понравилась эта долина, что он решил достроить здесь город. В память о посещении острова он повелел назвать город Капулом (соломенный мост).
Повеление падишаха было исполнено-в зеленой доли-ие вырос городок. Со временем озеро обмелело, а городок вырос в большой город. Ход времени изменил и его название-Капул превратился в Кабул. А остатки большого озера можно и сейчас видеть в его окрестностях".
Эту легенду о Кабуле афганцы рассказывают с удовольствием, когда речь заходит об их столице. Афганцы любят Кабул. События, происходившие в этом городе, особенно с того момента, как он стал столицей, находили отклик по всей афганской земле. По своему историческому значению Кабул стоит в одном ряду с Балхом, Бамианом и даже с Ниневией и Вавилоном, которых уже давно нет.
Кабул - древний город. Некоторые афганские ученые, ссылаясь на древнейший письменный памятник народов Востока - Ригведу, склонны определять его возраст в 3500 лет. Другие полагают, что датой первого упоминания Кабула в исторических документах надо считать II век новой эры, когда древнегреческий, ученый Птолемей упомянул в своей "Географии Азии" местность Кабур. Но и во II веке Кабул был ещё не городом, а скорее деревней с разбросанными вокруг нее буддийскими храмами и святилищами.
Важнейшие торговые и военные пути древности проходили через Кабул. Город имел важное военно-стратегическое значение, и на него посягали многие завоеватели. Одни из них на время присоединяли Кабул к своим владениям, другие огнем и мечом проходили через него, направляясь за богатой добычей в Индию. В V веке новой эры в Кабул пришли эфталиты. Для защиты города от нападений они впервые обнесли его крепостной стеной. Ее остатки и сейчас можно увидеть на горах Шердарваза и Асмай, вокруг которых расположился современный Кабул, Затем пришли арабы. Они семь раз пытались взять город приступом, и лишь восьмая попытка увенчалась успехом.
В течение нескольких веков после этого Кабул не играл сколько-нибудь значительной роли. В 1221 году его до основания разрушил Чингисхан. Возвышение Борода началось при Великих Моголах. Основатель этой династии, правитель Ферганы Захиреддин Мухаммед Бабур (1483-1530) двадцать лет своей жизни провел в Кабуле. "Я никогда не смогу вырвать из своего сердца прелести Кабула, как никогда не смогу выразить силу моей жажды вернуться в него", - писал Бабур своему сыну. И он вернулся сюда навсегда и теперь лежит в белой мраморной гробнице, укрытой тенью вековых чинар в одном из любимых им кабульских садов.
В 1738 году Кабул снова был разрушен, на этот раз Иранским завоевателем Надир-шахом.
После образования в 1747 году независимого афганского государства - Дурранийской державы роль этого города в жизни страны быстро растет. В 1773 году сын Ахмед-шаха Дуррани Тимур провозгласил Кабул столицей Афганистана. С этого момента город начинает расширяться и благоустраиваться. Каждый эмир вносил в его облик что-то новое путем постройки дворца, закладки парка или основания новых, городских, районов.
В начале XIX века город был меньше - около 5 км в окружности. Его население составляло 50 - 60 тыс. человек. Он включал районы, расположенные между крепостью Балагиссар и гостиницей "Спинзар", а также проход между горами Асмаи и Щер-Дарваза. В центре, возле моста Пули-Хишти, находились большие караван-сараи. Оживленными были базары, куда караваны доставляли товары с разных концов света. Деревни Дехи-Афганан и Дехи-Мазанг, которые теперь превратились в районы города, поставляли на столичный рынок фрукты и овощи.
Большой урон городу причинили британские империалисты. Следы разрушений, совершенных ими еще в период первой и второй англо-афганских войн, видны и сейчас.
В длительной и упорной борьбе с англичанами афганский народ отстоял право на самостоятельное развитие.
Есть архитектурные сооружения, без которых немыслимо лицо большого города. В Кабуле это Колонна независимости, воздвигнутая возле Министерства национальной обороны.
Кабул расположен среди гор, в том месте, где пересекаются международные наземные и воздушные пути. Скалистые горы, между которыми растеклись городские улицы, придают ему своеобразную красоту. Из города видны далекие величественные вершины Гиндукуша, покрытые вечными снегами.
Почти через весь город с запада на восток протянулась река Кабул, ее высокие берега выложены камнем. Русло реки заполняется водой только во время весеннего таяния снегов и осенних дождей. Летом от реки остается лишь небольшой ручеек.
Лето здесь жаркое, а зима холодная. Средняя температура июля 34°. В середине знойного лета случаются дни, когда не сильный, но не прекращающийся ни на минуту ветер поднимает с земли массу мельчайшей пыли. Прозрачный горячий воздух постепенно превращается в молочно-желтую дымку, средь бела дня наступают сумерки, и в автомобилях включают фары. А в тихую, ясную погоду яркое солнце придает всему светлый, праздничный вид.
Зимой, как правило, выпадает снег. Иногда его бывает много, но случаются и бесснежные зимы. Морозы могут доходить до 20°. Обычно снег долго не лежит, особенно в центре города. Как-то в один из зимних дней я стоял на набережной, щедро залитой солнцем, и видел, как испарялся снег, не успевая растаять. Это результат сухости воздуха.
Осенью и зимой погода в городе бывает очень изменчивой. 10 декабря, например, в Кабуле весь день шел густой мокрый снег. К ночи снег прекратился, подморозило. Следующее утро уже было ясным, проезжие дороги на солнце подтаяли. А днем на асфальте центральных улиц местами появилась пыль. И это в течение суток - от снега до пыли!
Наше первое близкое знакомство с Кабулом состоялось еще в августе 1957 года, когда мы приезжали сюда во время праздника Независимости. Город был во власти народных торжеств. Трепетали на ветру полотнища государственных флагов, на некоторых дуканах висели ковры, в витринах - яркие фотографии, картинки. Почти все магазины были закрыты. Торговали только в мелких лавочках, в которых плохо шли дела и где не могли позволить себе несколько выходных.
В восточной части города, на поросшей густой зеленой травой площади Чамани-Хузурй (в народе называют просто Чаман), где проводятся все торжественные церемонии, возвышались деревянные трибуны, белели палатки для членов правительства и гостей, присутствовавших утром на праздничном военном параде.
Народное гулянье разгоралось. По зеленой площади и прилегающим к ней улицам двигались толпы празднично одетых мужчин и детей. Тут же сновали лоточники с фруктами, орешками джалгузы, вареным горохом и свеклой, лимонадом, шербетом и различными сладостями. Вился легкий дымок над жаровнями, вкусно пахло шашлыком. Показывали свое искусство фокусники, дрессировщики обезьян. В окружении плотной толпы болельщиков шли бои перепелок и куропаток.
Несколько в стороне от основной массы гуляющих две большие шеренги зрителей образовали длинный коридор. По нему в яростном галопе проносились всадники с длинными копьями в руках. Внезапно наклоняясь, они пытались на всем скаку вонзить острие копья в маленький деревянный колышек, вбитый в землю. Шла игра "найза-задан".
На стадионе "Газй" состоялись парад физкультурников, показательные спортивные выступления, соревнования по перетягиванию каната, бой на палках, афганская национальная игра "хусай", встречи волейбольных команд. Затем на стадион вышли музыканты и танцоры одного из горных племен - без головных уборов, с длинными густыми волосами, все в куртках с красной вышивкой, подпоясанные цветными платками. Удивительно слаженно, ритмично и в то же время мужественно, почти сурово они исполнили национальный танец - атан. На фоне величественных гор это выглядело впечатляюще.
Игры продолжались до темноты. Зажглось вечернее освещение, вспыхнула иллюминация. Вдали, на склоне холма, огнями сотен лампочек ярко засияло слово "Эстеклаль" (независимость).
Под открытым небом шли кинофильмы, выступали артисты. Неожиданно черное небо расцветилось россыпью огней праздничного фейерверка. На Чамане завертелись колеса с брызгающими огнем шутихами.
На другой день в окрестностях Кабула состоялась популярная конно-спортивная игра "бозкашй". Участники игры, а их было человек двести - в коротких халатах, сапогах, с подвязанными концами чалмы подбородками разбились на две команды. Всадники - "чапандазы" - одной из команд повязали свои халаты красными платками. Затем игроки образовали большой круг, в центре которого лежала туша теленка с отрезанной головой. Игра заключалась в том, чтобы завладеть тушей и донести ее до назначенного места. Достигнуть этого удается лишь самому сильному и ловкому всаднику, имеющему лучшую лошадь, которая играет большую, даже, пожалуй, решающую, роль в исходе встречи. Поэтому лошадей специально отбирают и готовят для состязания.
По сигналу все устремились к туше, стараясь захватить ее. Началась борьба, грудь на грудь сошлись кони и люди. Поднялась пыль, поглотившая всадников. Члены противоборствующей команды старались пробиться к овладевшему тушей и отнять ее. Слышались резкие вскрикивания участников, громко кричали зрители, подбадривая игроков. Правила "бозкаши" несколько различаются по районам Афганистана, но везде победившая команда получает тушу козла, барана или теленка в качестве приза.
Старая и наиболее древняя часть города лежит на правом берегу реки. С птичьего полета этот район Кабула напоминает паутину, сотканную из причудливых пересечений кривых переулков с глухими глинобитными заборами. Среди моря одноэтажных построек возвышаются двух и трехэтажные дома. Почти все они обветшали и постепенно разрушаются. Район этот густо заселен, здесь самая дешевая жилплощадь. Многие поколения столичных жителей выросли в стенах старого города.
Новая широкая улица Майванд, названная так в честь победы над англичанами у. одноименного местечка, перерезала этот район на две части. Одна из них примыкает к горе Шер-Дарваза, и по ее крутому склону домишки лепятся так, что плоская крыша нижнего служит двором для верхнего.
На Майванде трех - четырехэтажные здания с магазинами, мастерскими, конторами торговых и транспортных компаний. Здесь гордо возвышается обелиск - памятник Неизвестному солдату. А на левом берегу реки растет новый Кабул с широкими, прямыми, как стрела, улицами и домами европейского типа, из которых многие строятся специально для сдачи в аренду иностранцам.
Кабул не только административный, но и торговый и культурный центр страны. В 50-х годах здесь были университет, несколько лицеев и технических школ, Государственная библиотека. Исторический музей, радиоцентр, несколько кинотеатров, драматический театр.
Молодая афганская кинопромышленность художественных фильмов пока еще не выпускает. В местных кинотеатрах регулярно показываются хроникально-документальные кинофильмы и журналы. На экранах страны демонстрируются в основном иностранные художественные киноленты, из них заметная доля сегодня приходится на советские картины, озвученные на местных языках. В столице ежегодно проводится Неделя советских фильмов. Их постоянно показывают в наиболее крупных городах. В развитии сценического искусства много сделали советские режиссеры, работавшие в Кабуле. Местный театральный репертуар представлен главным образом пьесами афганских драматургов.
В столице оживленное движение. Основу городского транспорта составляли автомашины и автобусы. На улицах было много "гади" (фаэтонов на двух огромных колесах) и особенно велосипедистов.
...Тихое солнечное утро. На автобусной остановке толпится народ, не обременяя себя соблюдением очереди. Подошел автобус. На задней подножке висит эселинар с развевающейся на ветру чалмой. Он спрыгивает на землю и громко кричит: "Шари-Нау!", называя конечный пункт маршрута автобуса. Мы подходили к задней двери, из которой выходят пассажиры - все мужчины. Зато на передней дверце английская надпись: "Only for ladies" (только для женщин). Им предназначены и передние места в салоне. Наконец мы с трудом . протиснулись внутрь. Снаружи послышалась -команда келинара: "Боро-ба-хайр!", и автобус тронулся.
Сойдя у набережной, мы пошли к большой мечети Пули-Хиштй. По пятницам здесь всегда оживленно, у торговых рядов собираются представители чуть ли не всех народностей и племен страны.
Тесно прижались друг к другу дуканы с тканями. В витринах маленьких ювелирных мастерских поблескивали дешевые женские украшения из железа и серебра с искусственными камнями, а из натуральных наиболее распространен камень лазоревого цвета - ляпис-лазурь, самое крупное в мире месторождение которого находится в афганском Бадахшане. По желанию заказчика в мастерской могут сделать и золотое кольцо с топазом, александритом или рубином.
Прямо на земле расположился искусный реставратор фарфоровой посуды. Тротуар и проезжую часть заполнили покупатели и праздношатающиеся. Много приезжих из провинции, их сразу отличишь от столичных жителей по внешнему виду, одежде, прическе. Те, кто впервые приехал в город из дальних деревень, робко идут, держась друг за друга, и с любопытством смотрят по сторонам.
Навстречу нам попалась компания молодых афганцев в типичной национальной одежде. Они были "как все", но одна общая характерная деталь выделяла эту молодежь среди толпы - большие кожаные ботинки военного образца. Это солдаты, получившие увольнение в город. Носить военную форму вне службы им запрещено.
На улицах было немало и женщин. Как правило, их сопровождали мужья, и лишь изредка мелькали в толпе одинокие женские фигурки в чадре.
Торговые ряды и базары занимают большое место в быту и деловой жизни местного населения. Базар обязательная, неотъемлемая часть афганского города. Между маленькими лавочками обычно стоят склады оптовой торговли - "сараи", рядом конторы торговых и транспортных фирм, различные мастерские. Здесь же или поблизости обязательно имеется мечеть.
В торговые ряды приходят не только чтобы что-нибудь купить, но и встретить знакомых, потолковать о делах, узнать новости, заключить торговую сделку, обменять в меняльной конторе деньги на любую валюту. Особенно много народа на торговых улицах и базарах собирается по пятницам. Люди, приодетые по-праздничному, ходят, рассматривают товары, но почти никто ничего не покупает. Собираются группами знакомые, справляются о здоровье друг друга и просто болтают о всякой всячине. В эти дни большинство приходит сюда погулять, развлечься, набраться впечатлений в этом пестром, красочном разноголосом море людей.
К чайханам, откуда часто далеко вокруг разносятся звуки радиоприемников, многие приходят послушать Последние известия. Завязываются беседы на политические темы. В последние годы здесь стали появляться шустрые мальчишки - продавцы газет.
Среди оживленной массы людей сновали лоточники с разной мелочью, носками, сигаретами. Стояли продавцы овощей и фруктов, торговавшие прямо с осликов. Двое хазарейцев провезли большую тележку на двух автомобильных колесах, груженную мебелью. Шныряли мальчишки, предлагая за небольшую плату несколько затяжек из чилима. В общем гуле слышались призывные крики торговцев. "Ляблябу! Лябля-бу!" - предлагал свой товар продавец вареной свеклы. "Нарёндж! Нарёндж!" - кричал торговец померанцами. Прямо на тротуаре мальчишка лет десяти торговал дешевой галантереей. Рядом продавались с лотка орешки джалгузы, которую здесь щелкают, как наши семечки. Старик в белоснежной чалме разложил на ступеньках закрытого дукана мусульманские календари и кораны - несколько книг в дорогих переплетах, тисненных золотом.
Возле мечети Пули-Хишти афганцы стояли тесными группами, образуя большую толпу, разговаривали о своих делах. У многих в руках были четки. Время от времени через это скопище людей с трудом пробирались машина или небольшой караван верблюдов, груженый ослик, погоняемый своим хозяином.
За мостом расположился овощной базарчик. Там всегда дежурили хазарейцы, готовые за несколько афганй поднести, куда прикажут, мешок картошки ила пакет с овощами.
На другом берегу реки, возле здания Академии языка и литературы, расстелив на земле тоненькие
подстилки, сидели уличные лисцы. Писали они под диктовку клиентов, положив бумагу на собственное колено. Вокруг толпились крестьяне, пришедшие в город на заработки, солдаты, которые хотели отправить письма на родину.
На каменном парапете набережной нарядно пестрели развешанные ковры и паласы. Но покупателей что-то не было видно: товар этот дорогой. Многие афганские ковры - великолепные образцы народного искусства.
Двое бедно одетых мальчишек с бидонами из-под керосина за спиной собирали на дороге навоз. В малоимущих семьях навоз - лучшее топливо, дрова для них слишком дороги.
Навстречу нам ровной шеренгой - своим обычным доходным порядком шли ослики. "Уш! Уш!" - погоняли их два подростка. Спины животных прогибались под тяжестью плетеных камышовых корзин, наполненных какой-то бурой массой. Это был "транспорт особого назначения": на окрестные огороды доставлялась земля, смешанная с фекалиями.
Спешили куда-то девочки-школьницы в темных чадрах. На каменных плитах тротуара мальчишки азартно играли в игру, напоминающую наши бабки.
(Афгани - денежная единица Афганистана. По официальному курсу 100 афгани=1 р. 60 к. (январь 1978 года). В конце 50-х годов 1 лау (441,6 г) баранины стоил 6 афганй, поденный рабочий получал 20 афганй в день.)
Под окнами поликлиники расположились уличные цирюльники, обслуживающие бедный люд. Вот один халифа усадил перед собой пожилого крестьянина со щетиной на голове. Побрызгав на нее водой, он начал усердно растирать кожу, массируя ее. Затем, взяв в руки видавшую виды опасную бритву, начал скоблить голову старика - тот даже не поморщился.
Несколько дуканов, примыкающих друг к другу, торговали часами. Их владельцы-все узбеки в цветных полосатых халатах-целый день сидели на скрещенных ногах, терпеливо ожидая покупателя. В больших лавках продавали продукты по сниженным ценам только государственньм чиновникам.
Там, где к реке подступал район бедных глинобитных жилищ - Дехи-Афганан, вырос забор из многочисленных соломенных циновок: здесь начали прокладывать новую широкую улицу, разрушая вековое глиняное царство.
За мостом Пули-Баги-Умумй расположились дуканы с каракулем, скорняжные и несколько портновских мастерских. Продается в основном черный каракуль, есть и серый, считающийся лучшим в мире, и совсем мало коричневого. Высокосортный каракуль в дуканах бывает редко, он почти весь идет на экспорт-около 2 млн. шкурок в год. В 1978/79 финансовом году Афганистан продал на мировых рынках высокосортные каракулевые шкурки на сумму более чем 18 млн. долларов.
Если исключить продукты питания, то в 50-х годах 23 отечественных афганских товаров на кабульском рынке продавали только каракуль, ковры, паласы и небольшое количество национальных меховых безрукавок. Все остальное было импортным. В сапожных мастерских заказчику шили любую обувь. Всегда были загружены работой пошивочные мастерские, готовые костюмы и женские платья не продавались.
Начиная с 60-х годов в магазины все больше поступало отечественных товаров; хлопчатобумажные ткани, дешевая кожаная обувь, позднее - чулки и носки, шерстяные ткани и готовый трикотаж, изделия из пластмассы, предметы кустарного производства.
В старом городе три базара. На одном из них - постоянная оптовая торговля мукой и рисом, много сухофруктов и орехов, урюк, кишмиш, алыча, яблоки, айва, фисташки; миндаль, джалгуза. Среди множества овощей особенно хорош желтый картофель. В мясных дуканах продавалась в основном парная баранина, реже говядина и козлятина, иногда верблюжатина. Сикхи и индусы - выходцы из Индии - предлагают хну, басму, разные лекарственные снадобья и травы, которые довольно широко используют "табибы" - врачи народной медицины.
Базар Чар-Чатта (четыре аркады) в старом городе - исторический. Он был построен в XVII веке и славился своей красотой. Его торговые ряды располагались в четырех крытых галереях, между которыми находились восьмиугольные площадки с бассейнами и фонтанами. Стены галерей были украшены росписью.
В 1842 году базар был полностью разрушен по приказу английского генерала Поллока в отместку за уничтожение афганцами британских войск в январе того же года. Позднее он был в значительной степени восстановлен. Здесь продают шелковые ткани, канда-гарские вышитые изделия, обувь, чалмы, четки, изделия из серебра, охотничьи ружья.
На дровяных складах дрова продаются на вес. Посреди двора устанавливаются треноги огромных самодельных весов. В качестве гирь употребляются большие камни. Дрова в основном двух видов: арча и дуб, иногда фруктовые деревья.
На площади Садарат стоял запах горячего кипящего жира; на огромных круглых противнях жарилась свежая рыба, которую доставляют с Амударьи.
В определенные дни напротив кабульской бойни торговали живым скотом, курдючными баранами, козами, верблюдами, осликами. Неподалеку раскидывали свои шатры кочевники.
У подножия горы Асмаи на набережной стоит красивая высокая мечеть "Масджйди-Шахи-до-Шамшира". В VII веке на этом месте был буддийский храм. По преданию, прибывший из одной арабской страны полководец вступил в бой с буддистами. В этой схватке он держал по мечу в каждой руке и продолжал сражаться даже после того, как ему снесли голову. Легендарный герой прогнал буддистов и положил начало исламу в Афганистане. На месте сражения была построена, первоначально в XVI веке, мечеть. В ней происходят обрядовые церемонии с участием знатных лиц.
В те годы улицы Кабула по вечерам освещались еще плохо. Город засыпал рано. Но к концу 50-х годов горуправа начала уделять много внимания благоустройству. Хотя в столице еще преобладали старьте одно-двухэтажные постройки и районы с узкими немощеными улицами между глинобитными заборами, город постепенно рос и молодел, прокладывалась новая широкая магистраль, покрывались асфальтом улицы, проводились новые линии наружного освещения. Увеличивался городской автобусный и таксомоторный парк. Начиналось жилое и административное строительство. Шли работы по прокладке водопровода. Приводились в порядок городские сады и парки.
На западной окраине города выросла железобетонная громада элеватора Кабульского хлебокомбината, построенного с помощью Советского Союза. Начало его работы весной 1957 года явилось заметным событием для жителей столицы. Они получили новые питательные продукты - хлеб разных сортов, печенье.
Когда поднимаешься по пыльной дороге к парку Бабура, расположенному на террасах горы Шер-Дарваза, окаймляющей город с юга, то слева, на одной из ровных площадок, нельзя не заметить две старинные медные пушки. Уже много лет подряд каждый день к ним поднимается служащий горуправы. Точно в полдень он производит холостой выстрел из пушки, слышимый почти на всей территории Кабула. По этому выстрелу ориентируется во времени большинство населения города. Уславливаясь о часе, в народе добавляют; "до пушки" или "после пушки".
На небольшом плато юго-восточной части горы Шер-Дарваза сохранились полуразвалившиеся стены Балагиссара - крепости, которая была сердцем Кабула с начала его существования. Она была обнесена высокими толстыми стенами с круглыми башнями и глубоким рвом, наполненным водой. В начале Х века здесь пребывали буддийские правители. В XIII веке крепость была разрушена войсками Чингисхана. В 1504 году здесь появился Бабур, полюбивший эти места. И даже после 1525 года, когда он перенес столицу своей империи в Индию, Бабур оставил в Кабуле своего сына Камрана и продолжал следить за благоустройством Балагиссара. Здесь выросли изящные флигели в манере Крепостей Лахора, Дели и Агры, отражавшие в камне жизнь, которая текла в крепостных стенах. Возле них проходили пышные церемонии афганских эмиров на богато украшенных слонах.
Весной и летом 1880 года историческая крепость по приказанию английского генерала Робертса была подвергнута варварскому артиллерийскому обстрелу и почти полностью разрушена. Спустя три года эмир Абдур-рахман-хан построил внизу, на равнине, новую цитадель с дворцом, называвшуюся Арк. Дворец и Другие здания внутри крепости долгое время были скрыты от взоров простого народа. Доступ туда преграждали часовые дворцовой гвардии. Балагиссар частично восстановлен, и там сейчас находится военное училище.
Парки и сады с декоративными растениями украшают кабульский пригород Дар-уль-Аман. От города к нему ведет прямая, как стрела, дорога со старыми тополями на обочинах. В парке на холме стоит похожее на замок строгое серое здание, где размещается Министерство общественных работ. Оно было построено королем Амануллой-ханом и предназначалось для заседаний парламента. В густой зелени Дар-уль-Амана стоит двухэтажный особняк Историко-этногра-фического музея. Среди богатых коллекций древнего оружия, посуды, монет, народной одежды, археологических находок из разных частей Афганистана сейчас там хранится скульптурное изображение головы человека, которое, как предполагают ученые, самое древнее из всех обнаруженных в мире.
По выходным дням многие горожане гуляют в Гульбаге. На обширных полянах с вековыми тополями, меж которыми течет река Кабул, устраиваются пикники. Буйная зелень и пестрота ярких красок декоративных кустарников и фруктовых деревьев царствуют в садах Ришхбра. Как будто о таких "райских кущах" писал афганский поэт Хушхаль-хан Хаттак;
О, как богат
Расцветший сад!
В нем изумруды трав горят,
Причудливы шелка цветов
И тяжко золото плодов...
В окрестностях Кабула, на южных склонах Пагмав-ских гор, расположилось прекрасное дачное место Пагман. На центральной площади - монументальная Триумфальная арка, сооруженная в честь завоевания независимости страны. Достопримечательность Лагма-на - его парк, раскинувшийся ярусами на склоне горы. Парк содержится в очень хорошем состоянии. Деревья и кустарники подстрижены, зеленые лужайки и газоны доливаются, серпантины дорожек тщательно подметены и посыпаны желтым песком. На одной из верхних террас построен плавательный бассейн из цветного мрамора. Рядом, на склоне горы, выложены серым камнем небольшие гроты.
В 50 км к северу от Кабула, в центре одного из крупнейших районов виноградарства, в стороне от проезжих дорог, стоит живописный городок Исталиф. По склонам ущелья поднимаются многочисленные яруcы прижавшихся друг к Другу глинобитных домиков. Среди них буйно зеленеют огромные кроны старых карагачей и тутовника. А в самом низу, где течет речушка с ледяной прозрачной водой, тянутся фруктовые сады. На главной улице в многочисленных мастерских и дуканах изготовляют и продают разнообразные керамические и гончарные изделия, сувениры для туристов, старинные монеты.
На небольшом плато напротив Исталифа - легкое белое здание гостиницы. Воздух вокруг чистый, полный ароматат свежей зелени садов. От белой балюстрады на краю плато видна обширная равнина, окаймленная в туманной дали цепочкой синих гор.
Незабываемое впечатление оставила у нас поездка в древний Бамиан. За Шикарийским шоссе ухабистая каменистая дорога все время шла вверх по узкому безлюдному ущелью. Местами подъем был настолько Крут, что глох двигатель, его приходилось заводить снова и снова, машина еле вытягивала. Бамиан расположен в горной долине на высоте около 3000 м. Когда мы добрались до цели, перед нашим взором предстало изумительное зрелище, в нишах высокого отвесного склона горы стояли две гигантские статуи Будды. Большой Будда высотой 53 м и Малый Будда - 35 м. Удивили даже не размеры фигур, скульптуры словно преисполнены какого-то таинственного величия, они являют собой образы, поистине одухотворенные гением их создателя. Кажется, что статуи дышат и вот-вот выйдут из скал.
Справа и слева лысые склоны гор на протяжения нескольких километров были источены отверстиями тысяч пещер - каменной громадой вздымался древний буддийский монастырь.
Мы отважились подняться на голову Большого Будды по крутой ветхой лестнице внутри скалы. Отсюда, с высоты 18-этажного дома, открылась панорама Бамиана. Ниши стен и потолки древнего монастыря украшены великолепными фресками, резным орнаментом. Пещеры, когда-то населенные бритыми буддийскими монахами в желтых мантиях, сообщаются между собой лестницами и переходами.
Уже после нашей экскурсии, в 1969 году, эти исторические памятники начали реставрировать с помощью индийских археологов. В процессе восстановительных работ обнаружены новые древние росписи монастырских стен. Этот замечательный памятник искусства сооружался в период расцвета буддизма в этих местах, в I - VI веках нашей эры.
В начале XIII века Бамиан - тогда большой торговый город - был полностью разрушен Чингисханом. Во время осады городской крепости погиб один из его внуков, и Чингисхан приказал уничтожить там все живое. Были сделаны попытки разрушить и статуи Будды.
Но величественные творения искусных человеческих рук выстояли и теперь дарят людям радость.
От Бамиана на запад, через горную область Хаза-раджат, до Герата идет трудная, совершенно разбитая, с крутыми подъемами и спусками дорога, покрытая осыпями камней. В 80 км от Бамиана в высокогорной долине находится подлинное чудо природы, естественная плотина с каскадом ярко-синих озер в каменных желто-розовых чашах-берегах, через которые выплескиваются белые водопады. У всех этих озер есть общее название - Банди-Амир. Длина самого большого - 5 км. Некоторые из них очень глубоки. Нас поразили прозрачная чистота и сочный ультрамариновый цвет воды. Мы долго не могли оторвать взгляда от зеркальной поверхности озера, на берегу которого стояли.
Следующая глава =>
<= Предыдущая глава
Обратно на заглавную страницу
E-mail: kriwenko2000@mail.ru
|